Главная Контакты Гостевая  

Путешествие, которого никогда еще не было (Cold Area - IV)


История освоения Новой Земли знала многих смельчаков: отважных мореплавателей и исследователей этого сурового края. Но чтобы обогнуть архипелаг на парусных судах в одну навигацию, такого - еще не было

  Из Нарьян-Мара по следам Вильяма Баренца отправились две деревянные яхты

  Нынешним летом нарьян-марский яхтклуб "Романтик" намерен показать высший морской пилотаж: на двух яхтах добраться до берегов Новой Земли и обойти вокруг архипелага. Эта уникальная арктическая экспедиция проводится под патронажем МЧС России и приурочена к семидесятипятилетию НАО.
  Вообще-то, покорять Новую землю "Романтику" не в первой. Наши яхтсмены с успехом проделали это трижды: в 1997, 1999 и 2001 годах. Тогда они обнаружили и восстановили памятник Вильяму Баренцу и открыли новый остров длиной одиннадцать километров и шириной четыре, названный в честь Пахтусова (?), героя-спасателя, который погиб на Северном полюсе. Острову от силы десять лет. Возник он в результате таяния ледника Архангельской губы. Пролив, отделивший его от архипелага, образовался ориентировочно в начале девяностых.
  Но все эти три раза парусники "Тим" и "Волга" приставали с западной стороны архипелага. А сейчас им предстоит зайти к нему со стороны Карского моря, что и сложней, и опасней.
Лодка
  Там круглый год льды. И нужно выждать определенное время, когда подуют юго-западные ветра, чтобы они их отжали, и успеть проскочить через образовавшийся коридор, - живописует ледовую обстановку в Карском море председатель яхтклуба и руководитель экспедиции Валерий Шишлов.
  Но тысячу километров, а именно такова протяженность Новой земли, в один присест не проскочить. Значит, экспедиционникам придется отсиживаться в бухтах в ожидании следующего коридора. Обернуться они рассчитывают за сорок пять дней. Стартовав пятнадцатого июля из Нарьян-Мара, второго - третьего августа достичь острова Баренца, край к десятому ненадолго бросить якорь в бухте Ледяная гавань, уже двадцатого обогнуть мыс Меньшикова и двадцать седьмого максимум тридцатого вернуться в Нарьян-Марский порт.
  Однако сам по себе проход под парусом среди торосов и дрейфующих льдов - не самоцель экспедиции. В сложных ледовых условиях ей предстоит провести научно-прикладные исследования.
  По всему маршруту будут вестись наблюдения за радиационной обстановкой. Для этого мы используем супер современные радиметры (?). Средства на проведение мониторинга выделило МЧС. Также на протяжении пути следования будет измеряться температура воды, воздуха, фиксироваться облачность, направление ветра в привязке ко времени, - увлеченно рассказывает Валерий Федорович. - Эта информация необходима научно-исследовательскому институту, тому, что занимается наблюдением за планетой из космоса. Сравнив космическую съемку с нашими данными, ученые определят погрешность и откорректируют аппаратуру на спутнике. Кроме того, мы впервые планируем опробовать передачу и прием информации через электронную почту, используя спутниковые телефоны "Global star". Карты ледовой обстановки, метеокарты и прогнозы погоды можно слать прямо на компьютер. Это дешевле и удобней, чем дальнобойные КВ радиостанции. Они, во-первых, тяжелые, во-вторых, берут много энергии, и антенное хозяйство под них на яхте практически не установить - только на земле.
Лодка
  Помимо дозиметрических, экологических наблюдений и изучения природных условий, как будто этого им мало, участники экспедиции параллельно планируют заняться поиском памятников старины и разгадкой тайн, которыми окутан далекий архипелаг. В частности, они хотят найти судно Вильяма Баренца, первооткрывателя Новой земли. В 1456 году его корабль "Меркурий" затерло льдами, а спустя год погиб он сам, так и не сумев выбраться из снежного плена. Сличив различные исторические документы и упоминания, нарьян-нарские яхтсмены установили примерное место гибели "Меркурия". - Предположительно он затонул в Ледяной гавани возле платформы, которая является границей ледяного подводного щита на участке резкого перепада глубины до десяти - пятнадцати метров. Под напором льда судно сдвинуло на отмель, часть которой в наши дни входит в зону побережья, - говорит Шишлов. - В прошлые разы мы не дошли до нее. А сейчас, если позволят погодные условия, опустимся на морское дно. В состав экспедиции включены трое аквалангистов, экипированных по последнему слову техники. Попытка найти судно Баренца предпринималась лет двадцать назад, но тогда его обнаружить не удалось - люди опускались в громадных скафандрах, в которых за два часа можно пройти от силы пятьдесят метров. И совсем другое дело теперь. К днищу одной из яхт будет прикреплен гидролокатор бокового обзора, который позволит нам видеть дно на мониторе компьютера. Если мы заметим, что-то похожее на корабль, только в этом случае начнем спуск аквалангистов.
  Меж тем, клуб "Романтика" этим летом установит крест на братской могиле еще одного отважного исследователя Новой земли А. (?) Цивольки и членов его экспедиции в заливе Мелком. Сержант царских войск Циволька чем-то не угодил его Величеству и в наказание был сослан изучать архипелаг, ставший его последним пристанищем. Грех было не воспользоваться законными правами первооткрывателей и не установить на Пахтусове медную плиту, где написано, кем и когда открыт остров. Застолбить территорию планируется нынешним летом.
  Чтобы воплотить в жизнь все задуманное экспедиции, в первую очередь, потребуется серьезная техническая экипировка.
   Я из Москвы уже привез тонну груза. Закуплены спасжилеты на всех членов команды, теплая одежда, продукты на два месяца, часть аппаратуры, - перечисляет яхтенный капитан. - Однако МЧС России не в состоянии целиком взять на себя расходы по подготовке и проведению экспедиции. Мы написали письма главе администрации округа, председателю Собрания депутатов, руководителям крупных нефтяных компаний с просьбой оказать нам спонсорскую помощь. И очень надеемся, что кто-нибудь да откликнется. Экспедиционникам позарез нужны два яхтенных мотора с большими винтами и малым шагом, морская стационарная радиостанция, видеокамера и цифровой фотоаппарат - не заснять уникальную арктическую экспедицию было бы преступлением против истории и науки. Пока открыт вопрос по двум комплектам GPS и радару, который видит на шестнадцать миль вперед и без которого в условиях сильного тумана идти невозможно. В ближайшие дни яхтклуб "Романтик" приступит к реконструкции "Тима" и "Волги", на которых в июле отправиться в путешествие к Новой Земле. Путешествие, подобного которому еще никто и никогда не совершал.
Ирина Волкова

Неизвестные герои

  Сегодня, 28 июля из Нарьян-Мара стартовала уникальная экспедиция "Cold Area-4".
Команда
  Впервые в истории покорения Арктики семеро энтузиастов из разных городов России под руководством директора нарьян-марского яхт-клуба "Романтик" Валерия Шишлова за одну навигацию - 50 дней - собираются обогнуть Новую Землю на двух деревянных яхтах ("Волга" и "Тим"). Это четвертая экспедиция группы, но, как говорят ее участники, самая долгая и самая опасная. С членами этой удивительной команды беседовал корреспондент "Известий НАО".

  Антон ШОШИН, Алексей Голенищев (фото)

  Кроме достижения чисто спортивных целей путешественники планируют установить памятный знак русскому исследователю Новой Земли, Августу Цивольке и членам его экспедиции, трагически погибшему в заливе Мелком в 1839 году от цинги. Второй знак будет установлен недалеко от мыса Желания, на острове Рожкова. А на братской могиле исследователей Новой Земли будет установлен деревянный крест, который уже ждет мореплавателей в Белушьей губе, у отца Иннокентия, настоятеля самого северного храма русской православной церкви. Примечательно, что остров в 1999 году нашли участники этой экспедиции, а в 2001 году постановлением правительства РФ ему было присвоено имя Андрея Рожкова, героя России, спасателя МЧС, трагически погибшего при погружении на Северном полюсе в 1998 году. Но самое главное - экспедиция предпримет попытку найти корабль Вильяма Баренца, затонувший в 1597 году в Ледяной Гавани у восточного побережья Новой Земли.
Лодка 'Тим'
  Кроме того, наша экспедиция еще имеет ряд научных задач. Одна и них - отработка методики сопровождения конвоев или одиночных транспортных средств в высоких широтах, - рассказал во вторник "Известиям НАО" заместитель руководителя экспедиции, полковник МЧС России Валерий Кудрявцев.
  Сегодня мы получили космические снимки Новой Земли, что позволит нам лучше ориентироваться во льдах Карского моря. У нас два терминала космической связи, с помощью которых мы надеемся получать информацию и рекомендации Гидрометцентра России, снимки из космоса из Центра приема и анализа информации МЧС России и гидрометцентра ВМФ России. Сложность в том, чтобы дождаться, когда льды уйдут от восточных берегов Новой Земли, и войти в этот пролив. Яхты ведь у нас не ледокольного класса. Мы должны успеть пройти порядка 500 километров и добраться до первого залива, где мы можем укрыться от льдов, если они начнут прижиматься к берегам восточного побережья.
  Люди в экспедиции, по словам Кудрявцева, проверенные и закаленные. Три опытных водолаза-исследователя, спасатель международного класса Леонид Радун, доктор географических наук, профессор Владислав Корякин, зимовавший на Новой Земле еще в 1957-1959 годах. В стойкости команды имели возможность убедиться и корреспонденты нашей газеты. Когда мы брали интервью у Кудрявцева, один из его товарищей предложил нам отведать свежей речной рыбы, которой доверху был наполнен таз, стоявший на столе среди походной амуниции и оборудования. Он охотно продемонстрировал нам, как нужно ее есть - оторвал голову, и целиком, с чешуей и хвостом отправил рыбку размером с ладонь в рот. Еще одна деталь. Леонид Радун, по словам Кудрявцева, - профессиональный телеоператор, который вел все подводные съемки передачи "Последний герой - Конец игры".
Лодка 'Тим'
  Попал я в общем не на шутку. Александр Любимов мне уже неделю три раза в день звонит, говорит, что срочно нужно лететь в Панаму, потому что меня хотят назначить старшим группы операторов новой передачи "Последний герой". Оказывается, она не закончилась, - поделился с "Известиями НАО" Леонид Радун.
  К тому же моя подруга - режиссер передачи, а я вот на Новую Землю... С другой стороны, в Панаме я уже был, а здесь - еще нет.
  На борт, кроме снаряжения, участники экспедиции взяли множество разнообразных съестных припасов. Кроме двадцатилитровой бочки меда на причале, когда заканчивались сборы перед отплытием, можно было заметить ящик свежих помидоров, несколько упаковок кетчупа, оливки, сгущенное молоко, консервы в стеклянных банках. "Полжизни я провел за полярным кругом, зимовал в Антарктиде, но впервые отправляюсь в экспедицию с помидорами, - заметил на это профессор Владислав Корякин.
  Будет о чем рассказать ректору Архангельского ПГУ Булатову. Он как раз заказал мне курс лекций о Заполярье для своего филфака. Обойти бы только ее, окаянную!..".
  Предыдущая экспедиция по поиску корабля Баренца была предпринята в 1982 году газетой "Комсомольская правда", возглавлял ее Дмитрий Кравченко, сейчас он уже в преклонном возрасте, - рассказывает Валерий Кудрявцев.
  Он вручил нам запечатанный пакет и взял слово, что вскроем мы его, только находясь в Ледяной Гавани. В нем, я предполагаю, находится информация, которая не попала в отчеты и опубликованные материалы Кравченко. Эта информация, я надеюсь, позволит нам найти корабль, и, конечно, это самая большая интрига нашего путешествия. Риск есть, но сейчас Арктика потеплела. А в то время, как я узнал из дневников ДеФера, летописца Баренца, в августе у плотников примерзали к губам строительные гвозди.

Не повезло

  Покорители Новой земли разделились на две команды

  Экспедиция Gold Area-4, стартовавшая 28 июля из Нарьян-Мара, распалась. Официальная причина - погодные условия. Об этом <Известиям НАО> сообщил из Москвы координатор экспедиции, сотрудник Центра приема и обработки космической информации Андрей Силкин. Напомним, что, как писала наша газета, впервые в российской истории покорения Арктики семеро энтузиастов из разных городов России под руководством директора нарьян-марского яхт-клуба <Романтик> Валерия Шишлова за 50 дней намеревались обогнуть Новую Землю на двух деревянных яхтах - <Волга> и <Тим>. Однако команда <Волги> не смогла справиться с погодными условиями и уже направляется обратно в Нарьян-Мар. По информации Силкина, в город они прибудут 23 - 24 августа, если позволит погода. Уцелевшая часть экспедиции продолжает выполнять поставленные задачи.

  Антон ШОШИН

  Как мы писали раньше, путешественники планировали установить памятный знак русскому исследователю Новой Земли, Августу Цивольке и членам его экспедиции, трагически погибшим в заливе Мелком в 1839 году от цинги. Второй знак планировалось установить недалеко от мыса Желания, на острове Рожкова. А на братской могиле исследователей Новой Земли поставить деревянный крест, ожидавший мореплавателей в Белушьей губе. Но самое главное - экспедиция должна была предпринять попытку найти корабль Вильяма Баренца, затонувший в 1597 году в Ледяной Гавани у восточного побережья Новой Земли. Получилось не все. Вот, что во вторник нам рассказал Андрей Силкин.
  <Тим> все-таки дошел до Новой Земли. 16 числа они были в Белушьей Губе. Загрузили на борт крест и во вторник примерно в 1 час ночи двинулись дальше на север. Хотели пройти еще 400 км и там установить крест. Так же провести подводные работы. Настроение у всех хорошее. После установки креста и подводных работ пойдут обратно домой. <Волга> движется в Нарьян-Мар. Сегодня находится в Чурском море. До Нарьян-Мара осталось около 160 км. Но опять плохая погода - сильный ветер и высокая волна - не дает идти дальше. Пока отсиживаются в какой-то бухте.
  Вчера у Силкина появилась уже более свежая информация.
  Последний раз Кудрявцев (заместитель руководителя экспедиции, полковник МЧС России Валерий Кудрявцев - <Известия НАО>) дозвонился до нас 5 августа. <Тим> находился в районе пролива Карские ворота (южная часть Новой Земли). Экипаж в порядке, настроение хорошее. Сегодня разговаривал с Дроздовым (яхта <Волга>). Они находятся у мыса Русский Заворот. Им так и не удалось дойти до Новой Земли. По словам Дроздова, оставалось около 40 километров, и тут подул сильный восточный ветер, и их снесло к этому мысу. Сейчас экипаж ждет попутного ветра. К сожалению, по прогнозу Гидромета с 11 по 16 августа будут преобладать ветра северо-восточные и восточные со скоростью ветра от 5 до 11 м/с, при волнении моря от 1 до 1,5 метров.
  По словам Силкина, ориентируясь на прогноз погоды, вечером 13 августа экипаж принял решение возвращаться в Нарьян-Мар. С <Тима> информации почти не поступает - свой спутниковый телефон они <подмочили в водах Баренцева моря>. Вчера команда отправилась от Белушьей губы на север - устанавливать крест.
  Вчера нам удалось связаться с женой капитана <Волги> Валерия Дроздова Татьяной Ивановной. Она из Нарьян-Мара поддерживает связь с командой и, по ее словам, ждет мужа домой уже к этим выходным. Одна из причин возвращения команды, как рассказала нам Татьяна Дроздова, в том, что водолаз Роман Мороз сильно повредил ногу и нуждается в медицинской помощи.
  Впрочем, у газеты <Известия НАО>, провожавшей в конце июля экспедицию в плавание, есть и другие соображения по поводу ее фактического срыва. По словам Татьяны Дроздовой, как раз для <Волги> мэрия города в качестве спонсорской помощи обещала лодочный мотор фирмы Yamaha, но вместо этого и с большим опозданием почему-то преподнесла отечественный <Ветерок>. Делать нечего, поплыли на том, что было, сразу сильно отстали от <Тима> - и вот такой итог. Впрочем, достоверно узнать об этом можно будет только по возвращению путешественников в Нарьян-Мар.

Мы просто любим ветер

  Поиски корабля Виллема Баренца отложили на следующий год

Команда
  В минувшую пятницу в Нарьян-Мар прибыла яхта <Волга> с четырьмя членами экспедиции "Cold Area-4", стартовавшей из окружной столицы к Новой Земле 28 июля. Трое других мореплавателей на яхте <Тим> продолжают поход, но связь с ними потеряна, и где они сейчас, не знают даже в Центре приема и обработки космической информации МЧС России, который координирует их поход. Не известно даже, добрались ли они до Ледяной Гавани, где, как писала ранее наша газета, должны были вскрыть запечатанный конверт. В конверте, как предполагали путешественники, содержалась информация, не попавшая в официальный отчет Дмитрия Кравченко, который в 1982 году последним предпринял попытку поиска корабля Виллема Баренца. Теперь, видимо, конверт придется вернуть, а затонувший корабль поискать в другой раз, с экспедицией "Cold Area-5", говорят вернувшиеся путешественники.

  Антон ШОШИН, Алексей Голенищев (фото)

  В ночь на 29 июля <Волга> и <Тим> одновременно вышли из Нарьян-Мара и с попутным ветром на расстоянии прямой видимости друг от друга двинулись к берегам Новой Земли. Ничто не предвещало беды. Погода благоприятствовала плаванию, двигатели и приборы связи и навигации работали исправно, провизии вдоволь. Прогноз МЧС говорил, что тихая погода в море простоит еще около двух недель. Но 8 августа начались настоящие бедствия. На день раньше ожидаемого по прогнозам погоды начался сильный шторм, поднялись семиметровые волны, яхты разбросало, и они потеряли связь друг с другом. На <Волге> вышел из строя спутниковый телефон и эхалот. Пассивный радар и GPS-связь в такую бурю помочь уже ничем не могли. Ориентироваться в море пришлось, полагаясь только на собственные силы и опыт. Каким-то чудом килевой <Волге>, двигаясь боком к ветру, удалось добраться до последнего материкового мыса перед открытым морем - Русский Заворот. <Тим>, яхта морского класса, более приспособленная к таким условиям, чем <Волга>, пошел к Новой Земле в одиночестве.
  Мы высадились на мысе и решили переждать шторм, поправить парус и хоть немного отдышаться. В последний раз по радио мы разговаривали с <Тимом> в самом начале шторма и с тех пор больше их не слышали, - рассказали вчера <Известиям НАО> капитан <Волги> Валерий Дроздов и боцман Василий Шевченко.
  И вдруг ветер стал утихать, и мы заторопились. До Новой Земли оставалось 40 километров, всего каких-то три-четыре часа ходу! И тут в спешке наш водолаз Рома Мороз неудачно спрыгнул с яхты на берег и сломал ногу сразу в двух местах, практически оторвал себе лодыжку.
  Выхода не было. О том, чтобы продолжать плавание, не могло быть и речи. Дождавшись попутного ветра, <Волга> решила возвращаться в Нарьян-Мар, надеясь на то, что команда <Тима> сама справится со всеми намеченными задачами. А сделать предстояло многое. Как мы уже писали, путешественники планировали установить памятный знак экспедиции Августа Цивольке, погибшей в 1839 году при исследовании Новой Земли. Второй знак спасателю МЧС Андрею Рожкову - на острове, названном в его честь. Крест на братской могиле исследователей Новой Земли. Но самое главное - нырнуть на месте гибели корабля Виллема Баренца, затонувшего в 1597 году в Ледяной Гавани. Три члена команды <Тима> - это Валерий Шишлов, директор нарьян-марского яхт-клуба <Романтик>, капитан яхты, руководитель экспедиции, Валерий Кудрявцев - заместитель руководителя экспедиции, боцман, полковник МЧС России, Леонид Радун - спасатель международного класса, водолаз. Четвертым членом команды был доктор географических наук, профессор Владислав Корякин. Он должен был вести летопись экспедиции и ее научное описание, которое обещал, кстати, Архангельскому педагогическому университету. Однако, по словам его друзей, в ночь перед отплытием ему позвонили из Москвы и сказали, что он не может не приехать оппонировать своему коллеге на защите диссертации. Пришлось 72-летнему профессору отказаться от похода, <и к лучшему> - говорят вернувшиеся на <Волге> моряки.
  Романа Мороза команда <Волги> в нарьян-марском аэропорту в воскресенье проводила домой, в Москву. Выглядел он бодро, даже улыбался, но говорил мало, чувствовалось, что он устал и превозмогает боль. Вчера на родину в Усинск улетел Василий Шевченко (кстати, начальник криминальной милиции города). В Нарьян-Маре остались двое местных, капитан Валерий Дроздов и врач Виталий Брезкин. Расставались горячо, как на всю жизнь. В аэропорту говорили, что в следующий раз, может быть, уже через год, непременно предпримут новую попытку найти корабль Баренца. <Зачем вам это?> - спросил я их перед началом регистрации. <Мы просто любим ветер>, - ответил мне капитан.

Судьба экспедиции Cold Area-5 почти решена

  Мы знаем причины, по которым экспедиция Cold Area-4 не выполнила поставленных задач. В том числе в какой-то степени это и русская разболтанность, и спешка не к месту, и промедление не в срок. Однако все участники экспедиции, особенно те, которые так и не дошли до Новой Земли, очень хотят продолжить наш замысел и поставить точку в этом деле. Пока мы ориентируемся на лето 2006 года, и стартовать будем снова из Нарьян-Мара, - рассказал вчера по телефону из Москвы корреспонденту Известий НАО заместитель руководителя экспедиции Cold Area-4, полковник МЧС Валерий Кудрявцев.

  Антон ШОШИН

  Напомним, что, как мы писали раньше, 28 июля 2004 года из окружной столицы семеро путешественников из разных городов России под руководством директора нарьян-марского яхт-клуба Романтик Валерия Шишлова стартовали к берегам Новой Земли. На двух деревянных яхтах <Волга> и <Тим> они за 50 дней намеревались обогнуть Новую Землю и предпринять несколько исторических открытий и свершений. В том числе установить памятный знак русскому исследователю Новой Земли, Августу Цивольке и членам его экспедиции, трагически погибшим в заливе Мелком в 1839 году от цинги. Второй знак планировалось установить недалеко от мыса Желания, на острове Рожкова. А на братской могиле исследователей Новой Земли поставить деревянный крест, ожидавший мореплавателей в Белушьей губе. Но самое главное - экспедиция должна была предпринять попытку найти корабль Виллема Баренца, затонувший в 1597 году в Ледяной Гавани у восточного побережья Новой Земли. Однако мореплавателям не повезло. Меньше чем через две недели после старта погода резко испортилась. В шторм команды двух яхт потеряли друг друга из виду, потом водолаз Роман Мороз сломал ногу, и <Волге> пришлось возвращаться в Нарьян-Мар. Уцелевшая часть экспедиции продолжила выполнять поставленные задачи, но выполнить удалось далеко не все. И самое обидное - корабль Виллема Баренца вновь не был найден.
  Любопытный факт. С собой путешественники везли запечатанный конверт, который им передал последний человек, предпринявший попытку поиска затонувшего судна, Валерий Кравченко. В конверте, как предполагали путешественники, содержалась информация, не попавшая в официальный отчет Кравченко. Распечатать его, по настоянию ученого, экспедиция Cold Area-4 должна была только в Белушьей губе, до которой так и не удалось добраться. Конверт сейчас находится у Валерия Кудрявцева.
  Кравченко еще не вернулся в Москву, поэтому конверт мы ему не отдали до сих пор. Он сказал мне, чтобы мы спокойно дождались его, и все вместе подумали, как быть дальше, но тайну не раскрывает, - рассказал вчера <Известиям НАО> полковник Кудрявцев. - Ему самому очень хочется вновь вернуться на Новую Землю, и по всему видно, что он уже вынашивает планы присоединиться к нашей экспедиции в 2006 году, поэтому и не спешит забирать у меня конверт. Хотя возраст есть возраст, и неизвестно, позволит ли ему здоровье. Возможен и такой вариант - он на берегу расскажет нам, что в нем, и это, возможно, поможет в поисках погибшего корабля. Мы все сейчас с нетерпением ждем его возвращения, чтобы решить все окончательно, ударить по рукам и начать готовиться к следующему путешествию.
  Как бы то ни было, по словам Кудрявцева, набранный материал даже в незаконченной экспедиции Cold Area-4, с лихвой перекрыл все ожидания. Восьмичасовой фильм о путешествии, фотографии белых медведей, касаток, птичьих базаров, штормовых бурунов - все это наперебой сейчас выпрашивают у путешественников самые разные географические журналы и Интернет-порталы. Кроме того, в этой экспедиции был найден и богатейший научный материал.
  Экспедиция Баренца сдуру открыла остров Медвежий, который еле виден на карте. На острове они набрали балласт для корабля - круглые, совершенно особые камни, которых нет, например, на Новой Земле, - рассказывает Кудрявцев. - Теперь останки корабля нужно искать по россыпи на морском дне этик балластных камней. Кроме того, дневник ДеФера, летописца Баренца, - первое живое свидетельство его странствий - переводился с голландского в разные времена, и, как говорит Кравченко, часто с ошибками. Так что без Кравченко и его документов корабль найти очень трудно.
  30 июля 2004 года Правительство РФ выпустило новое постановление о порядке проведения исследований в районе ядерного полигона на Новой Земле, на котором возобновляется работа военных. Попасть туда теперь поэтому будет еще сложнее, поэтому путешественники торопятся и сетуют на то, что в последний раз не подготовились по-хорошему и не отложили экспедицию Cold Area-4 на 2005 год, чтобы уже наверняка дойти до конца.
  В заключении нашей беседы полковник МЧС Кудрявцев передавал горячий привет всем нарьянмарцам и признался, что его неудержимо снова тянет на Север. - Когда мы возвращались, нас очень горячо встречали люди на обычных весельных лодках, которые читали материалы о нас в вашей газете, привозили нам курево, расспрашивали о путешествии, о здоровье экипажа - это самое дорогое, - говорит Кудрявцев. - Провожали одни, мэр, например, от администрации кто-то, а встречали-то обычные люди - и это настоящая цена нашему путешествию.

Вверх

E-mail: rw3dqc@mail.ru
Designed: A.Lukyanovich
Hosted by uCoz