План проведения морской арктической экспедиции Московского центра РГО COLD AREA - VI в акватории Баренцова и Карского морей (июль-август 2006 года)
Общий замысел экспедиции
Выйдя 17.07.2006 г. из порта Мурманск на судне ледокольного флота ОАО "Мурманское морское пароходство", имея с собой две судовые
спасательные шлюпки, в частности надувную лодку "Фрегат" M-480FM, необходимое оборудование, снаряжение и запасы материальных средств высадиться и к исходу 20.07 достичь мыса Флора о.
Нортбрук на южном побережье архипелага Земля Франца-Иосифа, где до 26.07 провести подводные работы по поиску паровой яхты "Эйра" (1881-82 г.г.)
английской экспедиции Ли - Смита и установить памятный знак в память о полярных экспедициях 1873-1929 г.г.); Далее, совершив переход на судне
ледокольного флота, достичь северо-восточной оконечности о. Северный архипелага Новой Земли - мыса Желания (76° 57 М, 68 ° 35' Е), и обогнув его,
на двух спасательных шлюпках войти в воды Карского моря, где с 05-10.08 в бухте Ледяная Гавань, месте зимовки голландской экспедиции Виллема
Баренца, во взаимодействии с судном поддержки (МАКЭ, института культурного наследия РАН, Фонда полярных исследований) с использованием приборов
технического поиска и легководолазного снаряжения провести работы по поиску останков судна (1597 г.). После чего, спускаясь на двух шлюпках вдоль
восточного побережья Новой Земли, пройдя одним из южных проливов Новой Земли, к 25-28.08 достичь порта Нарьян-Мар.
В случае встречи с полярным льдом у северо-восточной оконечности Новой Земли, отстояться в заливе Поспелова или у Б.Оранских
островов, до тех пор, пока сильные устойчивые ветры западных румбов не отнесут льды и не откроют проход, вдоль которого максимально быстро под
двигателем пройти, держась вблизи кромки льдов до залива Благополучия, где можно безопасно отстояться, если восточным ветром льды станет
прижимать к берегу.
В случае встречи льда в районе о. Пахтусова, крепко припаянного к островам и подводным скалам и неразбитого, сплошного зимнего
льда, лечь в дрейф и дождаться, когда лед, немного разбитый, отойдет от неподвижного ледяного припая и немедленно под двигателем пройти в
свободное ото льда пространство и далее по намеченному маршруту.
В случае, когда южные проливы Новой Земли в южной части Карского моря будут забиты льдами, отстояться у мыса Меньшикова, в
дальнейшем, при благоприятных ветровых режимах, пройти проливом Карские Ворота, прижимаясь к южным заливам Новой Земли или к западному
побережью о. Вайгач, в зависимости от положения "языка" льда, выносимого из Карского моря.
В случае крайне неблагоприятной ледовой обстановки в южной части Карского моря у восточных берегов Новой Земли двумя
моторными шлюпками, повторив маршрут экспедиций 1999, 2004 г.г., спуститься вдоль северо-западных и западных берегов архипелага Новая Земля к
югу, установить памятный знак на о. Рожкова (75°46' 25" N и 58° 40' 00" Е), обнаруженного экспедицией МЧС России, и к 25.08 достичь порта
Нарьян-Мар.
Совершить групповое морское плавание 6~°й категории сложности на длинную дистанцию в высокоширотном районе с тяжелыми ветровыми,
волновыми режимами и ледовой обстановкой, вдали от берега и в пределах его видимости.
Цели экспедиции
1. Отработка V этапа практической задачи:"Совершенствование системы взаимодействия, связи и взаимного обмена информацией аварийно-спасательных служб министерств,
ведомств и организаций, привлекаемых для поиска и спасания людей на море" (МЧС России, Департамент оперативного управления, Северо-Западный региональный центр МЧС России,
Главное управление ГОЧС Ненецкого АО, Штаб Северного флота).
2. Проведение экспериментальной работы, моделируя действия Центра приема и анализа аэрокосмической информации Агентства по
мониторингу и прогнозу ЧС МЧС России при сопровождении конвоев и ведении аварийно-спасательных работ в труднодоступных высокоширотных
районах. Совершенствование системы передачи информации (комплексных данных) по каналам КВ, космической связи с доступом в Интернет, для географически
удаленных районов.
3. Технический поиск останков судна Ли- Смита у мыса Флора о.Нортбрук Земли Франца- Иосифа (1881 г.) и Виллема Баренца (1597 г.) в
бухте Ледяная Гавань Новой Земли. Совершенствование методики технического поиска подводных объектов (Федеральный центр ВНИИ ГО ЧС МЧС
России, Центр авиационно-космической информации МЧС России, Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России, служба МЧС России по
проведению подводных работ специального назначе-ния("Госакваспас", НТФ "Гидромастер" и "Следопыт").
4. Проведение оценки применимости образцов технических средств (в т.ч. составных системы транспортной навигации "Маух^аШг Рго") поисково-спасательного назначения в
интересах функционирования подсистемы поиска и спасания на море в высокоширотных районах (Экспертно-аналитическая комиссия МЧС России, КБ
навигационных систем НИИ Системных исследований РАН, Научно-техническая фирма "Гидромастер" и "Следопыт").
5. Уточнение методики навигационного обеспечения плавания маломерных судов в условиях Арктики и ее использование для выявления и обследования памятников
истории и культуры. Радиолокационная съемка положения концов ледников в связи с потеплением климата. Установка памятного знака на острове
Нортбрук Земли .Франца-Иосифа и памятной мемориальной доски на о.Рожкова Новой Земли (МЦ РГО,ФГУП ПИНРО, Поморский государственный
университет, настоятель храма г. Мурманска).
Краткое описание исследований
Оперативная передача и прием комплексных данных, текущей и спутниковой информации по каналам КВ, космической связи на борт
головной шлюпки с целью:
• совершенствования порядка взаимодействия и радиосети участников взаимодействия в соответствии с "Положением о взаимодействии
аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций" на основании постановления Правительства РФ от 1.03.93 г. №174;
• продолжение разработок по направлениям развития технологий ведения поиска и спасения пострадавших в ЧС с применением морских,
авиационных, космических средств и приборов поиска, действующих на основе различных физических принципов;
• уточнения методик оценки ледовой обстановки с помощью спутниковых средств. Оценка достоверности получаемой информации и
результатов измерений. Сбор статистического материала, анализ гидрометеорологической информации, в том числе опасных проявлений погоды,
моделируя действия при сопровождении конвоев и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в труднодоступных районах;
• решение ряда проблем поиска и спасания людей при крайних жизненных ситуациях (объектов), терпящих бедствие на море и водных
бассейнах;
• в натурных условиях изучить возможности организма человека противостоять угрожающим его жизни различным экстремальным природным
факторам и одновременно разработать (опробовать) эффективные средства спасения;
• выработать заключение о рациональной стратегии человека в условиях неблагоприятных воздействий окружающей среды и наиболее
эффективных путях оказания ему помощи;
• опробование перспективных приборов навигации, технического поиска и водолазного снаряжения для предварительного поиска подводных
объектов в сложных условиях высокоширотного района.
Основные показатели экспедиции
Маршрут экспедиции: порт г. Мурманск - о-ва Нортбрук, Мейбел и Брюса архипелага Земля Франца-Иосифа - м. Желания - зал. Ледяная Гавань
архипелага Новая Земля - далее (при благоприятной ледовой обстановке) вдоль восточного побережья архипелага - мыс Меньшикова - пролив Карские
Ворота (пр. Югорский Шар) - порт Нарьян-Мар. При неблагоприятной ледовой обстановке: мыс Желания - далее вдоль северо-западного и западного
побережья островов Новая Земля - о. Рожкова - п. Белушья Губа - пр. Костин Шар - порт Нарьян-Мар.
Первый этап: порт Мурманск - зал. Ледяная Гавань;
Второй этап: зал. Ледяная Гавань - порт г. Нарьян-Мар.
Общая протяженность маршрута, км/м.миль - 3630/2004;
Первого этапа, км/м. миль - 1650/917;
Второго этапа, км/м. миль - 1980/1087;
Минимальная средняя скорость на шлюпке, км/ч/уз. - 15/8,1;
Средняя величина сут. перехода, км/м. миль - 180-200/100-111;
Продолжительность перехода: на первом этапе, сут. - 4-6;
Продолжительность перехода: на втором этапе, сут. - 14 -16.
Продолжительность экспедиции, сут. - 40-45;
Резервное время, сут. - 3-5.
Организация морского навигационного и гидрометеорологического обеспечения
Специализированное гидрометеорологического обеспечение осуществляется в соответствии с Соглашением о взаимодействии МЧС России и
Росгидромета РФ (приказ от 02.08.99г. № 416/79) на договорной основе Северным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды (г. Архангельск - 20.).
На головной шлюпке "Новая Земля" организован обязательный регулярный прием прогнозов погоды и штурмовых предупреждений,
передаваемых береговыми радиостанциями.
Получение данных о прогнозе погоды в районе перехода, метеорологическую и навигационную информацию осуществляется от
территориальных прогностических органов Рос-гидрометцентра (п. Амдерма) через радиооператора ГУ ГОЧС Ненецкого АО, радиостанций Мурманск
(МЕТЕО) и Комрыбхоза и Архангельска (прил.2), Радиостанция Мурманск дублирует передачи навигационных предупреждений (НАВИП), Комрыбхоза
Калининград, радиостанция Мурманск передает навигационные предупреждения (ПРИП) на район Баренцева моря.
Карту ледовых полей, материалы космической аэросъемки и другую необходимую информацию представляет (по графику) Центр
приема и анализа аэрокосмической информации ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России во взаимодействии с подразделениями Росгидрометцен-тра России (отдел
гидрологических прогнозов, лаборатория морского отдела) и администрации Северного морского пути.
Планируется получение оперативного прогноза обстановки с судов ледокольного флота, штаба морских операций и Мурманского
морского пароходства.
На головной шлюпке установлен аппаратно-программный комплекс "Космос- М 1".
Организационный комитет экспедиции
Кравченко Дмитрий Федорович - руководитель экспедиции;
Кудрявцев Валерий Васильевич - заместитель руководителя;
Остальной состав на странице "Состав экспедиции".
Вверх
|
|
|