Главная Контакты Гостевая  

План и пояснительная записка к плану проведения морской арктической экспедиции Cold Area VI русского географического общества в акватории Баренцева и Карского морей (июль - август 2006 года)


План проведения морской арктической экспедиции Московского центра РГО COLD AREA - VI в акватории Баренцова и Карского морей (июль-август 2006 года)
План

Общий замысел экспедиции

  Выйдя 17.07.2006 г. из порта Мурманск на судне ледокольного флота ОАО "Мурманское морское пароходство", имея с собой две судовые спасательные шлюпки, в частности надувную лодку "Фрегат" M-480FM, необходимое оборудование, снаряжение и запасы материальных средств высадиться и к исходу 20.07 достичь мыса Флора о. Нортбрук на южном побережье архипелага Земля Франца-Иосифа, где до 26.07 провести подводные работы по поиску паровой яхты "Эйра" (1881-82 г.г.) английской экспедиции Ли - Смита и установить памятный знак в память о полярных экспедициях 1873-1929 г.г.); Далее, совершив переход на судне ледокольного флота, достичь северо-восточной оконечности о. Северный архипелага Новой Земли - мыса Желания (76° 57 М, 68 ° 35' Е), и обогнув его, на двух спасательных шлюпках войти в воды Карского моря, где с 05-10.08 в бухте Ледяная Гавань, месте зимовки голландской экспедиции Виллема Баренца, во взаимодействии с судном поддержки (МАКЭ, института культурного наследия РАН, Фонда полярных исследований) с использованием приборов технического поиска и легководолазного снаряжения провести работы по поиску останков судна (1597 г.). После чего, спускаясь на двух шлюпках вдоль восточного побережья Новой Земли, пройдя одним из южных проливов Новой Земли, к 25-28.08 достичь порта Нарьян-Мар.
  В случае встречи с полярным льдом у северо-восточной оконечности Новой Земли, отстояться в заливе Поспелова или у Б.Оранских островов, до тех пор, пока сильные устойчивые ветры западных румбов не отнесут льды и не откроют проход, вдоль которого максимально быстро под двигателем пройти, держась вблизи кромки льдов до залива Благополучия, где можно безопасно отстояться, если восточным ветром льды станет прижимать к берегу.
  В случае встречи льда в районе о. Пахтусова, крепко припаянного к островам и подводным скалам и неразбитого, сплошного зимнего льда, лечь в дрейф и дождаться, когда лед, немного разбитый, отойдет от неподвижного ледяного припая и немедленно под двигателем пройти в свободное ото льда пространство и далее по намеченному маршруту.
  В случае, когда южные проливы Новой Земли в южной части Карского моря будут забиты льдами, отстояться у мыса Меньшикова, в дальнейшем, при благоприятных ветровых режимах, пройти проливом Карские Ворота, прижимаясь к южным заливам Новой Земли или к западному побережью о. Вайгач, в зависимости от положения "языка" льда, выносимого из Карского моря.
  В случае крайне неблагоприятной ледовой обстановки в южной части Карского моря у восточных берегов Новой Земли двумя моторными шлюпками, повторив маршрут экспедиций 1999, 2004 г.г., спуститься вдоль северо-западных и западных берегов архипелага Новая Земля к югу, установить памятный знак на о. Рожкова (75°46' 25" N и 58° 40' 00" Е), обнаруженного экспедицией МЧС России, и к 25.08 достичь порта Нарьян-Мар.
  Совершить групповое морское плавание 6~°й категории сложности на длинную дистанцию в высокоширотном районе с тяжелыми ветровыми, волновыми режимами и ледовой обстановкой, вдали от берега и в пределах его видимости.

Цели экспедиции

  1. Отработка V этапа практической задачи:"Совершенствование системы взаимодействия, связи и взаимного обмена информацией аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций, привлекаемых для поиска и спасания людей на море" (МЧС России, Департамент оперативного управления, Северо-Западный региональный центр МЧС России, Главное управление ГОЧС Ненецкого АО, Штаб Северного флота).
  2. Проведение экспериментальной работы, моделируя действия Центра приема и анализа аэрокосмической информации Агентства по мониторингу и прогнозу ЧС МЧС России при сопровождении конвоев и ведении аварийно-спасательных работ в труднодоступных высокоширотных районах. Совершенствование системы передачи информации (комплексных данных) по каналам КВ, космической связи с доступом в Интернет, для географически удаленных районов.
  3. Технический поиск останков судна Ли- Смита у мыса Флора о.Нортбрук Земли Франца- Иосифа (1881 г.) и Виллема Баренца (1597 г.) в бухте Ледяная Гавань Новой Земли. Совершенствование методики технического поиска подводных объектов (Федеральный центр ВНИИ ГО ЧС МЧС России, Центр авиационно-космической информации МЧС России, Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России, служба МЧС России по проведению подводных работ специального назначе-ния("Госакваспас", НТФ "Гидромастер" и "Следопыт").
  4. Проведение оценки применимости образцов технических средств (в т.ч. составных системы транспортной навигации "Маух^аШг Рго") поисково-спасательного назначения в интересах функционирования подсистемы поиска и спасания на море в высокоширотных районах (Экспертно-аналитическая комиссия МЧС России, КБ навигационных систем НИИ Системных исследований РАН, Научно-техническая фирма "Гидромастер" и "Следопыт").
  5. Уточнение методики навигационного обеспечения плавания маломерных судов в условиях Арктики и ее использование для выявления и обследования памятников истории и культуры. Радиолокационная съемка положения концов ледников в связи с потеплением климата. Установка памятного знака на острове Нортбрук Земли .Франца-Иосифа и памятной мемориальной доски на о.Рожкова Новой Земли (МЦ РГО,ФГУП ПИНРО, Поморский государственный университет, настоятель храма г. Мурманска).

Краткое описание исследований

  Оперативная передача и прием комплексных данных, текущей и спутниковой информации по каналам КВ, космической связи на борт головной шлюпки с целью:
• совершенствования порядка взаимодействия и радиосети участников взаимодействия в соответствии с "Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций" на основании постановления Правительства РФ от 1.03.93 г. №174;
• продолжение разработок по направлениям развития технологий ведения поиска и спасения пострадавших в ЧС с применением морских, авиационных, космических средств и приборов поиска, действующих на основе различных физических принципов;
• уточнения методик оценки ледовой обстановки с помощью спутниковых средств. Оценка достоверности получаемой информации и результатов измерений. Сбор статистического материала, анализ гидрометеорологической информации, в том числе опасных проявлений погоды, моделируя действия при сопровождении конвоев и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в труднодоступных районах;
• решение ряда проблем поиска и спасания людей при крайних жизненных ситуациях (объектов), терпящих бедствие на море и водных бассейнах;
• в натурных условиях изучить возможности организма человека противостоять угрожающим его жизни различным экстремальным природным факторам и одновременно разработать (опробовать) эффективные средства спасения;
• выработать заключение о рациональной стратегии человека в условиях неблагоприятных воздействий окружающей среды и наиболее эффективных путях оказания ему помощи;
• опробование перспективных приборов навигации, технического поиска и водолазного снаряжения для предварительного поиска подводных объектов в сложных условиях высокоширотного района.

Основные показатели экспедиции

  Маршрут экспедиции: порт г. Мурманск - о-ва Нортбрук, Мейбел и Брюса архипелага Земля Франца-Иосифа - м. Желания - зал. Ледяная Гавань архипелага Новая Земля - далее (при благоприятной ледовой обстановке) вдоль восточного побережья архипелага - мыс Меньшикова - пролив Карские Ворота (пр. Югорский Шар) - порт Нарьян-Мар. При неблагоприятной ледовой обстановке: мыс Желания - далее вдоль северо-западного и западного побережья островов Новая Земля - о. Рожкова - п. Белушья Губа - пр. Костин Шар - порт Нарьян-Мар.

  Первый этап: порт Мурманск - зал. Ледяная Гавань;

  Второй этап: зал. Ледяная Гавань - порт г. Нарьян-Мар.

  Общая протяженность маршрута, км/м.миль - 3630/2004;
  Первого этапа, км/м. миль - 1650/917;
  Второго этапа, км/м. миль - 1980/1087;
  Минимальная средняя скорость на шлюпке, км/ч/уз. - 15/8,1;
  Средняя величина сут. перехода, км/м. миль - 180-200/100-111;
  Продолжительность перехода: на первом этапе, сут. - 4-6;
  Продолжительность перехода: на втором этапе, сут. - 14 -16.
  Продолжительность экспедиции, сут. - 40-45;
  Резервное время, сут. - 3-5.

Организация морского навигационного и гидрометеорологического обеспечения

  Специализированное гидрометеорологического обеспечение осуществляется в соответствии с Соглашением о взаимодействии МЧС России и Росгидромета РФ (приказ от 02.08.99г. № 416/79) на договорной основе Северным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (г. Архангельск - 20.).
  На головной шлюпке "Новая Земля" организован обязательный регулярный прием прогнозов погоды и штурмовых предупреждений, передаваемых береговыми радиостанциями.
  Получение данных о прогнозе погоды в районе перехода, метеорологическую и навигационную информацию осуществляется от территориальных прогностических органов Рос-гидрометцентра (п. Амдерма) через радиооператора ГУ ГОЧС Ненецкого АО, радиостанций Мурманск (МЕТЕО) и Комрыбхоза и Архангельска (прил.2), Радиостанция Мурманск дублирует передачи навигационных предупреждений (НАВИП), Комрыбхоза Калининград, радиостанция Мурманск передает навигационные предупреждения (ПРИП) на район Баренцева моря.
  Карту ледовых полей, материалы космической аэросъемки и другую необходимую информацию представляет (по графику) Центр приема и анализа аэрокосмической информации ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России во взаимодействии с подразделениями Росгидрометцен-тра России (отдел гидрологических прогнозов, лаборатория морского отдела) и администрации Северного морского пути.
  Планируется получение оперативного прогноза обстановки с судов ледокольного флота, штаба морских операций и Мурманского морского пароходства.
  На головной шлюпке установлен аппаратно-программный комплекс "Космос- М 1".

Организационный комитет экспедиции

  Кравченко Дмитрий Федорович - руководитель экспедиции;
  Кудрявцев Валерий Васильевич - заместитель руководителя;
  Остальной состав на странице "Состав экспедиции".

Вверх

E-mail: rw3dqc@mail.ru
Designed: A.Lukyanovich
Hosted by uCoz