Главная Контакты Гостевая  

Дневник экспедиции (Cold Area - IV)


" Я расскажу, как было, а вы судите как угодно…"
П.К.Пахтусов,1834г.

СОКРАЩЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ морской арктической экспедиции в Баренцевом море у островов Новая Земля на парусно-моторных яхтах "ТИМ" и "Волга" (08.07- 07.09. 2004 г.)

08 июля (21.42) - Москва. Ярославский вокзал. Поезд "Москва-Воркута". Три купе с нашим имуществом и снаряжением. "Я думаю, что один из самых счастливых моментов в человеческой жизни бывает во время отъезда в далекий путь к неизвестным землям. Сбрасывая с себя одним махом сеть привычек, свинцовые грузы повседневных дел, мешающую одежду из обязанностей и забот и закабаленность собственным домом, человек вдруг чувствует себя снова счастливым, готовым радоваться жизни"- из дневника Ричарда Бартона,1856г.

10 июля (5.30) - Станция Ираель, стоянка 3 минуты. Переезд в Щелья-Юр. 6.30- берег Печоры. Ожидание баржи. Ждать сутки. Дальнобойщики собираются на погрузку. Все здесь гораздо проще, ведь мы уже почти в Арктике. Жара +28 С, комары, слепни и мошка. Спали у костра на берегу обрывистого берега.

11-12 июля (6.00) - переход на барже СТ-57 до г. Нарьян-Мар вниз по Печоре. Ночевали в пятитонном контейнере на палубе. После п. Оксино больше часа стояли в густом тумане с включенным радаром. Комары и жадный старпом.

13-27 июля - Нарьян-Мар, бокс, ремонт, покраска и подготовка яхт "ТИМ " и "Волга" к походу. Все искусаны кровососущими. Жара за 30 градусов. Слова благодарности Володе Кабанову. Связь "Global Star", такелаж, граница, продукты, швертный колодец и моторы. А главное - мы восстановили "ТИМа" как обещали, теперь на нем новая мачта, такелаж и рули. Наши ветра. В море не в терпеж.

28 июля (9.00) - спуск яхт на воду. Пас Лободедова и Корякина. "До сих пор не знаю, что больше потребовало сил - подготовка к плаванию или само плавание…. Когда перед выходом был загружен центнер продовольствия и 200 л топлива, мы обрели независимость. Осталось претворить наши планы в реальность. Сердце сжимается, когда видишь, как за чередой волн с растрепанными пенными гребнями под низким сумрачным небом встают из-за моря знакомые очертания мрачно-суровых заснеженных гор" - напишет В.С. Корякин в 1967 морском году на Шпицбергене. Я очень хотел, чтобы он был с нами. Буксир "РИФ" на причале утащил у "ТИМа" якорный конец и новый якорь. Провожали друзья, мэр города Юрий Иванович, его администрация, представители СМИ. На яхтах - флаги и знаки.

29 июля (4.00) - вышли в поход. Нас семеро. Река Печора. Яхты наши были малы, но в мореходности не уступали и большим судам. В этом мы уверены, это мы знали. Сердца наши поют - экспедиция началась.
12.00 - стоянка у д. Никитцы. Потеря якоря "Волги". Стирка, стрижка и купание. Утопили "космос". Аквалангисты достали аппарат - сохнет у печки, но работать уже вряд ли будет. Течь "ТИМа". Поиск якоря и устранение течи. Ремонт двигателя. Ветер встречный. Первые уроки по прокладке курса и определению местонахождения судна. "Штурманить придется всем, запоминайте"- скажет капитан.

30 июля (9.00 - 23.00) - занимаемся связью, лодкой с подвесным мотором, наладили грот и стаксель. Геную и барограф забыли на базе. У "ТИМа " была течь по правому борту - на стоянке у причальной стенки терся скулой, а кранец не работал. Наложили заплату. Ветер - левентик , 8-10 м/сек. Ждем ветра. На лодке подошел Василий Пунин, он ходил с нами на Новую Землю в 1997 г., сейчас сын его служит в Белушьей Губе. Записали его приветствие сыну на видео. Вскрыли канистру со спиртом. "Что же нам не жилось, что же нам не спалось, что нас выгнало в путь по высокой волне…"

31 июля (9.00-13.00) - поиск якоря с лодки металлоискателем и кошкой. Все напрасно. Таким образом, у яхт тяжелые якоря были потеряны, и хотя у нас имелись запасные, потеря новых якорей была для нас чувствительна. Жарко.16.00 - 20.00 - прошли 12 км вниз по реке галсами. В Пойловской пойме бросили якоря. Стоянка. Погода меняется.

01 августа (6.30) -Тихо. Облачность 0 баллов. Ветер от О-NO , 6-8 м/сек. Начали отход под парусами, скорость 10 км/ч. 14.00 - на траверзе д. Юшино. к вечеру - мыс Горбатка. Ветер "зашел" на N. Холодает, одеваемся. 21.00 - cтоянка у лоцманской станции о. Зеленый, рядом с местом, где сели на мель в 1999 г. Совет капитанов. Селение Куя, о. Зеленый, мыс Болванский Нос, Селезневская и Крестовая тони….Памятные места в устье Печоры.
В 1826 г. в деревне Куя штурманы Бережных И.А. и Пахтусов П.К. покупали карбас для экспедиции при описи берегов от п-ова Канин Нос до устья р. Оби (1821-1828 г.г.).
Павел Иванович Крузенштерн, сын знаменитого первого русского кругосветного мореплавателя, в 1853 году руководил экспедицией на шхуне "Ермак" с командой 15 чел. Выйдя из Архангельска, они через 13 дней достигли Русского Заворота, вошли в Печорское море, где у о. Зеленый обратились за помощью к рыбакам за семгой. А те - в рассыпную - думали иностранцы, хорошо, среди рыбаков был матрос, работавший у штурмана Иванова И.Н. (тот занимался описью устья Печоры). Судно оставили у деревни Куя на зимовку. "Ермак" зимовал там 7 лет - началась Крымская война. В 1856 г. П.И. Крузенштерн пробовал найти путь в Печору с моря, но не нашел его и понес большие убытки. В их возмещение ему было разрешено в течение 12 лет бесплатно рубить лес. Суда Печорского товарищества сплавляли лес по Печоре и возили его в Англию и Францию. Но фрактовать суда к устью реки было трудно; мореходы считали его опасным. Так и было. Из четырех зафрактованных судов, которые в 1860 году повезли первую партию печорской лиственницы, три погибли в Печорском заливе. В 1860 году уже его сын Павел Павлович (внук кругосветчика) ходил на "Ермаке" к мысу Меншикова, что на юге Новой Земли, а в 1862 г., войдя в Югорский Шар на пути к Енисею, судно было затерто льдами и брошено. Такая вот история…

02 августа (11.00) - начали отход на о-ва Зеленцы, Зеленые Муры. Печора все шире и шире, и в Печорской губе незаметно смешивается с водами Баренцева моря.
15.00 - яхты разошлись, расстались. " Волга" - швертбот, осадка у нее небольшая и глубины в Печорской губе позволяли ей пройти на о. Долгий. Осадка у "ТИМа" достигала 1,40 м, что заставляло нас идти, держась главного фарватера, а он пролегал восточнее. Местом старта был определен м. Русский Заворот. На случай возвращения ночью - ставим на GPS марки по ходу. 19.00 - Стоянка на западной оконечности Зеленых Мур. Впереди - Баренцево море.

03 августа - "ТИМ" идет Печорской губой на 3 - ю Гуляевскую Кошку. Гуляевские Кошки - группа из 9 небольших низменных островов в юго-восточной части Баренцева моря к востоку от мыса Русский Заворот. Они отделяют Печорскую губу от Баренцева моря. Коварное и опасное место в Печорской губе. Гуляевские Кошки и расположенные вблизи них банки и мели постоянно изменяют свое местоположение, ведь это песок, что выносит к морю река. Вероятно, и название они получили от слова "гуляют". Промера глубин в ряде мест вовсе нет. Крутой бейдевинд. Скорость 8-10 км/ч, в тумане яхту занесло на мели. Такое уже с нами было и именно в этих местах. Яхта стоит килем на твердом, как бетоне, дне. Ил, песок. Ветер усиливался и развел волнение. Яхту стало бить килем о дно с ужасной силой. От ударов все содрогается. Удары были так сильны, что некоторые приборы и оборудование выпало из закрепленных мест. Мы все перешли в кокпит, чтобы облегчить корму. В 1821- 1824 годах штурманы Иванов И.Н., Пахтусов П.К. занимались описью р. Печоры, промеряли ее фарватер. В октябре 1824 г. Пахтусов описывал Русский Заворот и тогда Гуляевы Кошки. Последние не удалось полностью и точно определить, потому что, они были занесены снегом, и трудно было определить, где кончается берег и начинается лед. Здесь, в сентябре 1833 г. судно "Новая Земля" П.Пахтусова по пути в д. Куя получило повреждения и было залито водой.
Ночью при отливе "ТИМ" лег на правый борт, вода не доходила до скулы 6-8 см, крен достигал 40 град. Ждем большой воды.

04 августа (4.00) - Аврал. Работая более часа мотором и отпорниками, с трудом снялись с мели. Сильный накат в корму, лодку "ОРИОН -6" занесло под винт, оборвав буксировочный фал. Все поняли необходимость подъема лодки на борт яхты. Отчетливо видно, что в фарватере вода темная, а вне его - мутная.
17.00 - 2-я Гуляевская Кошка. Ее западная оконечность. Прилив. Сильное нагонное течение. Его направление на SW. Пасмурно, ветер от NW, 8-10 м/с. Свежий ветер западного направления увеличивает скорость и время действия прилива и тогда скорость суммарного течения достигает 2-4 узлов. Снасти поют. На отмелях белые пятна гусей, чаек и лебедей. Топим печь. Тепло и уютно. Ждем отлива. 21.00 -дождавшись обратного хода воды, подошли к стоянке (68 град. 53 мин 139 сек N , 055 град 18 мин 166 сек Е). Бросили плавучий якорь. Сюда доходит часть теплой гигантской струи Гольфстрим.
В 1870 году М. К. Сидоров, купец, миллионер, "просадивший" все свое состояние на организацию опасных и "никому не нужных" морских путешествий, в Географическом обществе делал доклад: "О поездке М.К.Сидорова из С.-Петербурга в Северный океан летом на пароходе "Георгий" и доказательствах, что теплое течение доходит до Печорского залива с представлением для удостоверения в том найденных на Гуляевских кошках стеклянных шаров, принесенных течением от Ньюфаундлена из Америки и с Лофоденских островов из Норвегии". На затраченный Сидоровым капитал, в 1872 году были сделаны промеры всего Печорского залива, определены в нем все банки и мели, открыт вход с моря в залив с двух сторон, определен с точностью и ежегодно обозначался знаками на протяжении 35 верст фарватер устья Печоры. Из местных жителей готовились лоцмана для ввода и вывода судов.
А тому, кто обогнет северную оконечность Новой Земли, М.К.Сидоров обещал пуд золота.

05августа (8.00) - дымка, туман, ветер NW-W, 2-3 м/сек. Начали отход к мысу Русский Заворот. Ошиблись в расчетах при прокладке курса на несколько минут - промахнулись, ушли далеко в море. Большую часть пути прошли под мотором, сожгли около 40 л бензина. 23.20 -поздно ночью, вышли на связь с "Волгой", ребята обозначили свое место сигнальным патроном. Стали на стоянку. Мыс Русский Заворот. Маяк. Сильный накат. Много морзверя.

06 августа (6.00) - поменяли место стоянки ближе к ребятам. Ветер NW, 5-6 м/с, облачность 9 баллов. Песчаный полуостров, берег низкий и отмелый, в полную воду при нагонных ветрах частично затопляется. Нагон воды при NE штормах достигает здесь 2,5 м. Накатная волна. Лодка, дрова, вода, последнего - на полуострове нет. Вкусен омуль! Получили прогноз от Соколова по югу Баренцева моря. Два дня - погода наша. Готовимся к броску через Баренцево море. Должны успеть. 16.00 - начали отход к Новой Земле. Спинакер, скорость 10 км/ч.

07 августа - Утро. Ветер стих. "Лужа". Кормим с яхт крупных и прожорливых птенцов бургомистра. Попытка ловить треску, глубины под нами свыше 100 м. Дождь и гром. Идем под моторами. Топлива мало. Компасный курс 340 град. Ветер разгулялся и заходит на W. Пошли под гротом и стакселем. До мыса Подрезова - 177км.
23. 50 - до Новой Земли осталось не более 100 км. Все в раз потемнело. По курсу тяжелые свинцовые тучи. Упал туман. Усиление ветра. Резкий ветер 20 м/сек. Предвестники непогоды. Шторм от N-NE навалился на нас деловито и неотвратимо. Яхты разбросало. Объявили "Волге" по радио о наших планах и начали бороться. Умер GPS. Темно. Плохо читается компас. В кокпите полно воды. На румпеле - капитан. Всю ночь- борьба. Вид взволнованного полярного моря был ужасен. Но все проходит, даже арктический шторм.

08 августа (9.00) - к утру удалось зацепиться за берег. "Ну и ветер! Вот ведь бля…. Здравствуй, Новая Земля!". Новая Земля! Здесь понимаешь новоземельских мореходов, когда те по прибытию на Новую Землю в благодарность ставили крест. Бросили якорь в бухте Козлова Южного острова. Подсчитали, что южную часть Баренцева моря мы пересекли и достигли берегов архипелага за 41 час. Вода на стоянке настолько прозрачна, что видно дно на 8 м. Дно камень, много подводной растительности, оранжевые медузы. Берег здесь до Костина Шара преимущественно скалист и обрывист, сильно изрезан многочисленными губами. Дно неровное, много опасностей. "Волги " и связи с ней нет. В море шторм. В яхте есть вода - "ТИМ" стареет. Ищем "Волгу". Прогноз Москвы полностью совпал. Красиво, но на это после шторма нет сил.
18.00 -разбудил шум ветра. Даже в бухточке - укрывалочке неспокойно. Нелегко тем, кто сейчас в море. Капитан назначил вахты.

09 августа (8.00) - в море ураган, шумит волна, холодно, мы ждем. Ярко выраженное влияние циклона со Шпицбергена. Занимаемся мотором, его надо опустить на транце ниже. Мы еще не знали, что все эти два дня на "Волге" штормовались… 15.00 - распогодилось, готовим лодку. Надо сойти на берег, посмотреть "Волгу", еще нужна вода. Рядом шумит водопад, вода вечной мерзлоты. Мы не знали, что на Новой Земле мы одни… "Как бы тщательно ни была организована полярная экспедиция, ей неизменно сопутствуют все возможные неожиданности"- Р.Э.Бэрд.
22.00 - вернулся десант, ребята обошли 10 км, просмотрели губу Синельникова, вход в губу Черную, п. Красино. С высоких точек выходили на связь. Полярный день, потому ночь и день для нас были понятиями относительными. Ребята, проснувшись после штормовой ночи ближе к полуночи, не посмотрев на часы, приняли ночь за утро, пили кофе, ели сыр. Нет в море и дней недели.

10 августа (9.00) - опробывание камеры подводной съемки. Температура воздуха-3 град С, воды 6 град С. Отход к п. Белушья Губа, до него 156 км. У Новой Земли есть вкус- это чай с родиолой розовой.
18.30 -стоянка 6 км южнее м. Черный, юго-восточного входного мыса южного входа в Костин Шар.
21.00 - В.Ф. и Л.С. сошли на берег. Прогуливаясь вдоль берега, легкомысленно близко подошли к огромному белому медведю, приняв его за сугроб. Стрелять не стали- ружье было заряжено мелкой дробью. Спасла фотовспышка , вернее , как она выпрыгивала из корпуса - ее звук напомнил косолапому лязг затвора карабина.
"Каждая встреча с белым медведем, кто его встречал в Арктике, вне зависимости от того, сколько раз человек видел этого зверя, - это смесь восторга и ужаса. Восторга и ужаса, от которых трепещет душа" - Тур Ларсен.
Белых медведей нам приходилось видеть и впредь, чаще у берега, они были маленькими, потому что были далеко. "Безопасный медведь-это далекий от тебя медведь".
Тьма гусей и уток - и все из Красной книги! Капитан, давая характеристики некоторым водоплавающим, непременно добавлял, сколько времени дичь необходимо готовить в скороварке.

11 августа (6.00) - четвертый день на Новой Земле и все ненастная погода. Ветер встречный, левентик, но надо идти. После плохой погоды- всегда бывает хорошая- скажет капитан.
12.00 - на траверзе м.Черный, мы вошли в пролив Костин Шар, длиной более 100 км, по пути десятки островов, ориентир - гора Нехватова. Волна 2-2,5 м.
15.00 - справа - о.Жемчуг. Ветер стих. Солнечно. В 50 м резвится, загоняя рыбу, красивая косатка. Гигантский дельфин-хищник длиной не меньше 9 м. Вспомнился случай нападения стада косаток на оленей в узкости Маточкина Шара при их миграции на юг. Вода в проливе была красной…. В отношении же яхтсменов косатка не агрессивна. Бросили дела на яхте - быстрее доставать видеоаппаратуру. Встретить косатку - редкий случай.
17.00 -20.00 - на траверзе острова Алебастровые. Четыре острова. Вечно белые берега, сложенные из алебастра. Ветер зашел на NW, пошли галсами. Ночью бросили якорь за мысом Малый Кит. Мыс высокий, обрывистый и черный. Хорошо приметен с S. Рядом - два одинаковых островка, Братаны. До Б.Г.- 48 км.

12 августа (8.00) - до м.Цивольки лавировали длинными галсами, далее - под мотором. Справа - вход в губы Тайная и Пропащая. У последней - полуостров Медный, там, в 1997 году М.Ивановым из экспедиции орнитолога Калякина В.Н. был обнаружен и описан лабиринт, "вавилон", сооружение, сложенное из небольших камней с запутанными ходами на морском пляже. Подобное находили раньше на Кольском п-ве, в Карелии и Соловках.
Слева оставили о.Ярцева, известный своими птичьими базарами. Тут закончилось топливо для мотора. Установили лодочный двигатель для лодки, для него еще был бензин. "Mercury" хоть и мал, но яхту толкает. 20.00-вошли в губу Белушью. Скоро поселок. Слева - мыс Лилье, справа - маленькие островки Сидорова. Скорее - камни. А ведь многое сделал М.К.Сидоров для Новой Земли.
"Я не моряк, но полюбил море еще в 1841 году. В лето того года я отправился из Архангельска в Соловецкий монастырь на судне. Буря унесла нас к берегам Новой Земли. И мы вместо суток плавали около месяца. На судне познакомился я с матросом, который своими рассказами о пребывании его на Новой Земле под командою штурманского офицера С.А.Моисеева, о двух зимовках там в 1837 и 1838 годах до того очаровали меня, что я с того времени полюбил море и хотел сделаться полезным в открытии пути морем в Сибирь обратно "- напишет М.К.Сидоров в биографических записках. Как здесь все связано между собой!

13 августа (4.00) - п. Белушья Губа. Пункт пришествия и отшествия. Доложили о прибытии, запросили стоянку. Нам указали место с глубинами, больше чем длина нашего якорного конца. Объяснили, что мы маленькие. Отшвартовались у борта большого судна в п. Белушья Губа. "Волги " нет - первое , что мы узнали. Узнаем от координатора, что "Волга" по шторму отступила назад, к Русскому Завороту. У Романа травма ноги. Мы одни…
Встреча с руководством ЦП. Обмен вымпелами с начальником ЦП Соколовым Ю.И. Помощь военных. ГСМ, хлеб, связь, вода, дрова, баня. Последнее - не получилось. В поселке на улице 850-летия Москвы на фасаде здания доска: "55- летию Великой Победы. Морякам конвоя PQ-17.Тем, кто нашел спасение на Новой Земле и тем, кто навеки остался в Баренцевом море. "Полярный конвой", ГУП Адмиралтейские верфи, Санкт-Петербург, 2000 г.".

14 августа (10.00) - Медовый Спас. У нас ведро башкирского меда - ешь, не хочу. Встреча с отцом Иннокентием (Русских). У него самый северный православный приход. С весны 1999 года возрождает приход. Сейчас в гарнизоне домовая церковь, но скоро в поселке будет настоящий деревянный храм. Сейчас там стоит крест, а раньше- памятник Ленину. Видели мы и часовенку, что поставлена в Матшаре. "Даст Бог, все будет тебе, Матушка, и молитвы, и колокольный звон. Все будет. Всему свое время"- говорит о.Иннокентий. И мы ему верим…Освящение мемориальной доски, погрузка креста на яхту. Капитан принимает земляков, кто служит здесь срочную. Передаем приветы. Расстались за полночь. Долго не могли заснуть.

15 августа (19.00) - решив основные вопросы, начали отход из Б.Г. У м. Лилье нас встретили волны 6 баллов, порывы ветра. Яхта перегружена.
21.00 - вернулись к причалу. Рисковать не стали. Пришел проводить о.Иннокентий.

16 августа (14.00) - в понедельник в море не выходят. На яхте волей-неволей становишься суеверным. Яхта мала, море огромно, до воды рукой достать. Мы никогда не ругали море и ветер. Не бросали окурки за борт. Выпивая спирт, разбавленный по широте, не забывали плеснуть под основание мачты. Без ветра в море плохо. Поморы, дожидаясь "своего" ветра, ставили кресты с надписью: "Боже, дай нам ветра!". Нам тоже приходилось просить ветра, но когда он раздувался до штормового, мы уже его уговаривали "хватит, хватит!".
"Я должен снова уйти в море, потому что зов струй приливов, этот зов наших пространств,- это ясный зов, на него нельзя не отозваться. И все, что прошу я, - это ветреный день с летящими белыми облаками. И еще - хочу летящие брызги с бортов, и пену в лицо, и морских чаек крик" - из "Лихорадки морей" Джона Мейсфилда.
Коллективная читка газет " За Родину! ". Это гарнизонная газета, есть статьи и об исследователях Новой Земли: Розмыслове, Пахтусове, Цивольке, Литке… Читаем, Ф.П. Литке за плавание к берегам Новой Земли в 1823 году получил очередное воинское звание и орден, матросы - премию в размере годового жалования … Он же запишет: " Не нашли мы ныне в этом месте той ужасной пустоты, которая окружала нас здесь в прошлом году. Достигнув широты 76 1/2 град, не имел я случая упоминать о льдах. Счастие, скоро избаловывает человека! Это беспрепятственное до столь возвышенной широты плавание приучило нас мыслить о достижении северо-восточной оконечности Новой Земли как о предприятии, не столь сбыточном или возможном, но даже несомненном…". Здорово! Достаток и богатство рождает трусов, нищета - мать героев.

17 августа (9.00) - подготовка яхты, доводим такелаж, переставляем утки и лебедки, взяли местный метеопрогноз. 14.00- под гротом начали отход от Б. Г. Надо идти, надо подниматься к северу. Уже чувствуется приближение осени. А ведь надо еще и возвращаться. Под гротом и стакселем шли более 11 км/час.
15.00 - на траверзе мыс Лилье с маяком. 16.00 - миновали м. Средний Гусиный Нос. Повернули на север, ветер стал встречный.
19.00 - встали на стоянку в бухточке у м. Ю. Гусиный Нос. Берег здесь скалист и обрывист. Ветер крепкий, но противный. Более 15 м/сек., NE. Рядом о-в Подрезов, темного цвета, низкий и совершенно гладкий. Он лежит в северном устье пролива Костин Шар. В.Баренц назвал остров "Черным". На рейде два судна, и стоило нам ночью включить свой топовый огонь, как одно судно зажгло положенные огни, став похожим на рождественскую елку. Не обижайте маленьких, впрочем, это не о нас, к нам относятся с уважением. Обменялись приветствиями, взяли прогноз.

18 августа (6.00) - ветер тот же, в лицо. Окошки на яхте едва пропускают свет, поэтому о том, что происходит на море, догадываешься по вою снастей. Противно "поет" на все лады гик грота - труба из нержи, в ней много отверстий, как у свирели. Небо и волны. Все серое, мрачное. Сыро, топим печь, чтобы сберечь аппаратуру. Печь прожорлива - 3-4 полена в час. Печь "шаит" - это когда дрова в ней тлеют, т. е. экономный режим. Капитан читает "Морские пути мира", Л.С.- С.Давлатова, я перечитываю дневники В.Русанова на Новой Земле 1910 г. Самое интересное - читаем вслух.
19.00 -сход на берег, поставили сети. Вода в реках хорошего качества, некоторые реки перед впадением в море образуют водопады. Сняли флаги - дальше показывать их будет некому. Ждем. Арктика - это отличное место для обучения искусству терпения.

19 августа - с утра и весь день нудный дождь, "бус",- скажет капитан. Сняли сети. Неделю не видим солнца, все в дымке и мороси. И снова завывание ветра. Он срывает капли дождя на стойках релинга. Взяли прогноз, убрали лодку. Капитан проводит тестирование экипажа. "Я больше спокоен, чем встревожен". 20.00 - начали отход под гротом и двигателем галсами. Идем мористее изобаты 30 м, у берега множество надводных, подводных и осыхающих скал и камней.
23.00 - встали на стоянку в бухте Не - Базар - саля. "Сале", с ненецкого: "мыс".Одна из немногих приличных бухточек на всей Гусинной Земле.Пройдено 18 км. Берег приглубый и совсем рядом - большой птичий базар. Кайры и чайки. Живут дружно, ибо крику и шуму было бы больше. Их крики не мешали нам заснуть. "Базара нет" - так прозвали мы эту бухточку.

20 августа (8.00) - продолжаем двигаться на север, но час спустя, из-за встречного ветра и волн, пришлось вернуться назад.
16.00 - идем под двигателем вдоль берега. Ночью прошел сильный дождь. Идем Гусиную Землю. Гуси бродят по тундре толпами, голов по 100-150, и смотрят на яхту с высоты обрывистого берега. У них линька. В это время они не летают, но бегают быстро.

21 августа (16.00) - дождь, ветер немного повернул, на траверзе м.Безымянный до м. Северный Гусиный Нос - 14км и Г.З. пройдем.
18.00 - на траверзе м. Сев. Гусиный Нос, северная оконечность Гусиной Земли, далее - заливы Литке и Моллера со многими островами. Большой залив Моллера назван Ф.П.Литке в 1822 году в честь начальника морского штаба вице-адмирала Моллера Антона Васильевича. Привелись в галфинд, скорость 8-10 км/час. За сутки прошли более 100 км. 23.00 - идем под гротом, ветер крепкий, несемся к Малым Кармакулам. Слово "Кармакулы" значит подводные камни. Там - метеостанция. Люди, баня. Зная, что у берега опасности, сняли грот, под двигателем подходим к берегу. Следим за бурунами, а ночи темные. Капитан знал эти места и местные условия плавания, но на яхте режим возбужденного ожидания. На эхолоте глубины с 11м резко падают до 1,6 м, и вот мы мягко задеваем килем вершину подводной горы. Банка. Многие банки у Новой Земли были открыты таким образом. "Таймыр", "Мурман". Банку Прокофьева в 1823 году у Кусова Носа, когда едва не потеряли бриг "Новая Земля ", Литке называет по имени своего штурмана. А это была банка Игнатьева, скалистая, с наименьшей глубиной 2,0 м. Якорь бросаем у северо-западной оконечности о-ва Кармакульский, рядом, на высоком гористом мысу - знак "Наездник" и небольшой галечный пляж. Якорная стоянка здесь неспокойная - дует ветер от горы Шпиц, что на востоке. Дважды брело якорь.

22 августа (8.00) - проводим мероприятия по повышению живучести яхты, заготавливаем дрова. 15.00 - отошли от бухточки, "ТИМ ", одетый парусами, летит со скоростью шесть узлов.
17.00 - под штормовым стакселем и гротом в бакштаг гоним мы свой кораблик на север. Прошли о. Пуховый, весь в кустиках родиолы розовой. В походе мы готовили и пили ее отвар. Хороший адаптаген, т. е. средство, адаптирующее организм к неблагоприятным условиям окружающей среды. "Подсели на родиолу"- шутили мы. Взяли курс на п-ов Бритвин. Ветер восточный, ход отличный - более 12 км/ч.

23 августа (3.00) - идем галфинд. За ночь прошли плоскогорье Бритвина и Панькову Землю. Справа горы все выше, 500 м и более. На волнах барашки. Когда яхта на траверзе залива Пуховый, губы Безымянной и Грибовой, из них выдувает так, что "ТИМ" бьет свои же рекорды скорости. От Малых Кармакул до бухты Открытой - 142 км, прошли за 14 часов. Средняя скорость - 10 км/час. Капитан доволен командой. Команда счастлива. Поделите сутки на троих - получите вахты, вахту отстоял, еще столько же, ты подвахтенный, что остается? Правильно, поспать. Капитан командует редко - ведь мы месяц в море, слаживание экипажа давно завершено, обязанности усвоены, всем все ясно. На яхте прижился демократический стиль управления - кто первый вылез из спальника, тот и печь топит, и завтрак готовит. Здесь за короткий срок испытывается самое главное в человеке - его отношение к людям и мера ответственности перед ними.
5.00 - бросили якорь в бухте Открытая (Самойловича). Солнечно, тихо. От Б.Г. пройдено 282 км. Рядом - пролив Маточкин Шар. Виден м. Сухой Нос. Сзади осталась гора Первоусмотренная (619 м) с широким основанием и куполообразной вершиной. Литке Ф.П. в свое первое плавание к Новой Земле увидев эту приметную гору первой, сначала назвал ее горой "А", а уж потом - Первоусмотренной. Местность, прилегающая к берегу, гористая. В 6-8 км от берега простирается цепь гор высотой 600-800 м. Склоны их крутые. Вершины сейчас закрыты туманом. В бухте всегда наблюдается накат, много плавника. Спать - мы заслужили.
13.30 - солнечно, штиль. Идем дальше под двигателем. Едим на ходу. Остров Митюшев и западный вход в пролив Маточкин Шар, он делит Новую Землю на два острова: Южный и Северный. "Происхождение названия Маточкин Шар неизвестно. Под словом Шар разумеется во всех местах, посещаемых новоземельскими мореходами, пролив, текущий поперек какого - нибудь острова или земли, или соединяющий между собой два моря. Для проливов, принадлежащих одному и тому же морю, например, отделяющих остров от материка, есть особое название: Салма. Поэтому Маточкин Шар, Югорский Шар и т. п.- это настоящие Шары; но Костин Шар (как говорил мне один промышленник) "называется Шаром, только сшали" и должен бы по-настоящему слыть Костиной Салмой"- напишет Ф.П.Литке в 1822 году.
Суровая дикая красота и величественная панорама. Дух захватывает. Поем песни Игоря Талькова. "О, генеральская тетрадь, забитой правды возрожденье, как тяжело тебя читать обманутому поколенью. Россия!!!". Снега и льда в горах мало, мало его и на северных скатах оврагов и лощин. Жаркое было лето. Аномальное. Вода в заливах Южного острова архипелага прогрелась до +18 град. Арктика стала уже не та. Четыреста с лишним лет тому назад, в сентябре у плотников экспедиции В.Баренца гвозди к губам примерзали, когда те строили зимовье….
Отступают, разрушаясь, ледники на Новой Земле. Наглядный результат сокращения оледенения - увеличение числа островов в архипелаге. В 1999 году нам удалось найти остров у берегов Новой Земли, которого не было на карте. Скрытый прежде подо льдом, остров, площадью 6 кв. км, оказался на виду. Теперь он носит имя нашего коллеги- спасателя Андрея Рожкова.
17.00 - пройдя о.Митюшев, взяли курс на мыс Сухой Нос, до него 50 км. Горы притягивают, подошли к основанию горы Монах, к ее осыпающему склону.
20.30 - на траверзе гора Федорова. Идем под мотором.
23.50 - на траверзе мыс Сухой Нос. Мимо яхты проплывают островки водорослей. Много птиц, сидящих на воде. Сильно пахнет водорослями и гнильем отлива. Далее - залив Мелкий.

24 августа (3.00) - никто не спит. Красив восход солнца. Медленно поднимается в щели между горизонтом и черно-фиолетовой тучей светило - сноп концентрированных иступленно-оранжевых лучей… Нестерпимо яркая оранжевая полоса растет и кажется, что солнце уже греет…. Мы вошли в залив Мелкий. Якорь бросили в той самой бухточке напротив зимовья экспедиции. Берег здесь скалистый и приглубый. На месте стоянки грунт мелкий камень, ракушка и песок. Тихо и солнечно. Мы стоим на глубине около 8м и четко видим дно. Рядом, не обращая на нас никакого внимания, у мысочка на отмели кормится морской заяц - лахтак. На южном берегу залива наблюдали оленей. Тьма уток и гусей, не случайно, рядом бухта названа Гусиной. У Арктики свои звуки, сейчас это гомон птиц…
До берега не больше 100 м и мы узнаем места, где стояли избы. С востока и запада пятиметровая терраса, окаймлена десятиметровыми террасами, а с юга - пологим склоном двадцатиметровой террасы. Под западным и восточным склонами протекают ручьи. Рядом пресное озеро. Плавника, правда, на пляжах практически нет, но это, видимо, результат последующих зимовок. Плавник лежит только на песчаном пляже, окаймляющем берег вершины залива. Пока тихо, выгрузили крест и свезли его на лодке к берегу. На берегу много свежих следов оленей. У зимовья нашли ствол без приклада ружья (фузеи) с шестигранной винтовой нарезкой. Ствол сделан, как дамасск, т.е. навит на шестигранный завитой железный стержень. Передний урез ствола утолщен. Сходили на лодке в кут залива к реке. В сетку попало 5 крупных гольцов. Все соглашаемся с тем, что место для зимовки Циволькой выбрано удачно. После бессонной ночи спать легли раньше. Ночью разбудил усиливающийся ветер с северо-востока, небо в тучах, сразу стало холодно. На стоянке к утру уже волны, зыбь, ветер крепчает. Он так силен, что из кута залива, где песчаная пойма реки, северный берег залива закрыт песчаным облаком. За кормой на фале привязана лодка с мотором и ее круто поднимает на волне. Капитан изучает Лоцию о бухтах в заливе, думая сменить место стоянки. Все во власти ветра. Свист и завывание ветра в вантах. Как жалобен и в тоже время свиреп этот хор…. Слава Богу, успели крест выгрузить…

25 августа (8.00) - уходим в бухту Гусиную - это от могилы в 3 км к западу… Когда собрали крест у могилы, поняли, с какой любовью его сделали мастера - плотники ядерного полигона, где моряков-полярников окормляет о.Иннокентий (Русских). Крест восьмиконечный, украшен резьбой и надписями, выточенными рельефными буквами, высота креста 4,7 м, сделан из бруса со стороной 17 см. На лицевой стороне креста Христова титл: Иисус Христос Сын Божий. Надмогильный крест не вкапывали, а срубили из 4-х венцов сруб, завалив основание креста камнями и повернув его лицевой стороной на запад. Наносили на могилу с берега камней. У основания креста закрепили мемориальную доску из нержавеющей стали размером 36х35 см.
Фрагмент таблички из жести, которая раньше крепилась на стержне, нами был найден недалеко от могилы. На нем еще можно прочесть слово "…могилы". В 20м к северо-востоку от могилы нами сооружен гурий, куда заложили послание тем, кто придет сюда после нас.

26 августа (6.00) - равномерно распределили топливо, заменили масло в редукторе двигателя, произвели зарядку АКБ, видео и пр.
10.00 - стали на стоянку напротив зимовья. Сняв сети, привезли 14 рыбин. Крупный голец. Поверить страшно, но мы не мылись в бане месяц. Тихо. Сегодня мы уходим на юг, домой, и надеемся, что Арктика еще не исчерпала лимит нужной погоды.
14.00 - фотографировались у креста. Дали салют. Ловим себя на мысли, что с крестом окрестности, да и само зимовье, стали другими…. Отошли под двигателем.
20.00 - шли под гротом и стакселем. Крутой фордевинд. Прошли каменистый мыс Бэра, камни от него далеко уходят в море. Берем мористее.
22.00 - стали на стоянку в губе Дровяной, наблюдали у берега белуху. Очень осторожное животное. Сход на берег за дровами и водой. Здесь, на большом галечном пляже, покрытом плавником, находится большая свалка мусора, что приносит течением из Европы. Попадаются даже телевизоры и мониторы - из-за кинескопа они не тонут. А в 1999 году мы здесь нашли бутылку с запиской моряка, что ловил красную рыбу у берегов Исландии. Бутылку он бросил в море в 1994 году. Моряку ответили, даже пригласили в гости.

27 августа (8.00) - пошел дождь, и море заволокло туманом. Ветер от N-NE .
13.00 - на траверзе мыс Сухой Нос. Острый галфинд. До Гусиного Носа-200 км.
20.00 - идем фордевинд. Ставили спинакер. К полуночи ветер стих, а потом и вовсе заштилело.

28 августа (2.00) - полный штиль. На траверзе - Матшар, но до него далеко, мы идем мористее, глубины более 70 м. Ветра нет. Убрали все паруса и легли в дрейф.
3.30 - задул ветерок от S . Пошли галсами, медленно.
12.00 - штиль, идем под мотором вдоль берега. Панькова Земля.
17.00 - у берега много опасностей, оставив о. Голец справа, а мыс Рогатый - слева, под мотором подошли к бухточке, где в ее вершине и бросили якорь. На румпеле делаем насечки - одна насечка равна 100 км, их уже 11. Упал густой туман - течет с лица, вытянутой руки не видно.
21.00 - вахтенный доложил, что слышал шум двигателя. Нам в поселке рассказывали, что здесь есть люди. Никто не спит.

29-30 августа (4.00) - ровно сутки ветер с гор от SE, ураганной силы со скоростью до 40 м/сек. Капитан сказал, что это "бора"! Читаем на карте: "Гора Тринадцатая, камень Пропащий"! Отдали второй якорь и еще часов 8 подрабатываем мотором. Рядом, в 20 м подводный камень, ровный как крышка рояля. Ветром воду из бухточки выгнало, и камень уже не скрывается под водой. На случай срыва с якорей, запасного якоря у нас не было, и мы еще раз пожалели о потерянном якоре. Яхта дрожит от напряжения. Вокруг яхты, море, как кипящий котел. Печь не греет, все тепло выдувает. Шторм, ярость бури, один из способов убедить человека в его смертности. Чистим ружья, здорово успокаивает. Л.С. рассказывает о своем прыжке с парашютом на Северный полюс.
7.00 - дождь, ветер слабеет. Сход на берег, здесь есть люди. Отправляем с их помощью координатору Андрею Силкину телефонограмму. К военным накануне приходил мишка, на собак не реагировал, отпугнули его дымовой шашкой. "Борой" у них повалило метеомачту.
13.00 - отошли от бухты. Наблюдали вертолет, взяли прогноз. "Не зазимуйте здесь"- рекомендовали нам с высоты вертолетчики. Идем хорошо - из губ Грибовой и Безымянной выдувает до 14 км/час. Проскочили плоскогорье Бритвина.
19.00 - встали на якорь у мыса Большевик. После короткого ужина пошли в ночь, тем более стоянка здесь неспокойная. Идем по приборам.
23.30 - в заливе Моллера по курсу встретили льды. Вахтенный по курсу услышал шум прибоя, но до берега здесь было далеко. Это были льды. Поняли, почему так ответили с вертолета - с высоты полета летчики видели льды. Уже темно и очень холодно. Арктика знает, как наносить удар и как побеждать.

31 августа (2.00) - яхта на глубинах 25-40м, бросив якорь на 15 м, легли в дрейф. Ждем рассвета. Вторую ночь проводим, даже не снимая перчаток. Чужое судно, не ответив на наше приветствие, погасив огни, ушло в ночь. Враг не дремлет. Центральному полигону России - 50 лет.
4.00 - объявлен аврал. Освещая путь осветительными патронами, под мотором вошли в ледяное поле, глубина его 18 км. Пять часов сквозь него шли под дождем и мотором. Волнение моря минимальное. Много водоплавающих, совсем не пугливых. Замерзли, наверное.
16.00 - поставили стаксель и грот, на траверзе - мыс Северный Гусиный. Холодно. Одевать уже больше нечего.
22.00 - туман, ветер от W, от такого ветра на Гусиной Земле укрывалочек нет, все бухточки открыты этим ветрам. Надо идти. Наступила третья бессонная ночь. Особенного напряжения не испытываем, все-таки идем к дому, даже шутим.

01 сентября (4.00) - пройдя за ночь Гусиную Землю, в губе Рогачевой встретили льды. Лед глетчерный, пресный от ледников на карской стороне. Зима, да и только, трудно себе представить, что школьники с цветами пойдут сегодня в школу. Запросили стоянку. Из-за тумана не видно ни зги. По приборам подошли к причалу п. Белушья Губа. Восхищаемся действиями нашего капитана. Мастер!
18.30 - доклад руководству ЦП, звонки и прогноз от Соколова и Силкина. Перекачали видеоматериал на TВ - студии. Встреча с о.Иннокентием. Баня и ужин капитанов на "Яузе". Узнали, что приходила яхта из Северодвинска, подобная "ТИМу", свой поход яхтсмены посвящали 50-летию "Звездочки". Льда тогда было в Белушьей Губе 8-9 баллов. Ушли домой через о.Колгуев.

02 сентября (11.50) - отход из Белушьей Губы. Дай, вам силы перезимовать! По прогнозу ветер три дня от N-NW. Больших полей льда на юге Новой Земли нет, это доложила авиаразведка. Крутой бейдевинд. Отличный ход.
18.50 - за 7 часов сделали 77 км под парусом в Костином Шару. Неплохо!
19.30 - прошли Костин Шар, на траверзе справа мыс Крестовый. Это название дал В.Баренц, увидев здесь множество поморских крестов. Мы проходим рядом с мысом. Но расстояния здесь настолько огромные, что глаз не может почувствовать их. Не раз капитан задавал нам контрольные вопросы определить дальность до видимых ориентиров, и каждый раз мы сильно ошибались. До 3-й Гуляевской Кошки - 250 км. Под "бабочкой" вошли в воды Баренцева моря. Свежий ветер и сильные волны при пасмурной погоде. Отдельные льдины. Легли на курс 156 градусов. Как радостно мчаться назад, домой, к Большой земле живыми и здоровыми, хоть и, не выполнив того, что задумали!
21.00 - волны, льды по курсу, взяли на SW, чтобы обойти их. Несколько раз захлестнуло. Усовершенствовали компас, приспособив к нему подсветку, ночи уже темные.

03 сентября (8.00) - до 3-й Гуляевской Кошки- 147 км. Легли на нее прямым курсом. 9.00-23.00 - ветер разгулялся по - штормовому. Огромные волны. Одни только волны кругом. Яхту часто заливает. До Г.К.- 11 км, за румпелем - капитан. Входим в фарватер. "ТИМ" медленно идет до точки. Уже сутки не едим и не пьем - шторм. Кошмарная ночь и утро. На подходах к Печорской губе с севера лежит обширная отмель Пахтусова с глубинами менее 20 м. Волны здесь были хаотичными. Особенно тяжело, когда принимаешь вахту, пока разберешься в хаосе волн - пару раз окатит волной. Всякий раз казалось, что каждый находящий на нас вал старался накрыть яхту своим серым гребнем, но "ТИМ" рассекал валы и продолжал нестись на их хребтах, не страшась бури …. Яхта несет маленький штормовой стаксель. На румпеле - рулевой со страховочным поясом, одетый в непромоканец; кокпит полон забортной воды; компас, заполненный спиртом, плавает, а подсветка горит. Бывало, яхта с трудом справлялась с яростью волн, и тогда было страшно. "А коль задует полуношник (т.е. ветер от NE), собирай силы и бойся, ибо страх опыт учит!"- говорили поморы.

04 сентября (12.30) - Печорская губа. Уже виден Болванский Нос. Идем строго по маркам GPS.На траверсе - лоцстанция о. Зеленый на р. Печора. Переход под парусом из п. Белушья Губа до о-ва Зеленый на р. Печора составил 442 км за 49 час при средней скорости - 7,2 км/ч! Всего экспедицией 2004 года пройдено 1949 км, в т. ч.: на север-1003 км, на юг - 946 км.
"В Арктике шансы всегда против исследователя. Незримые хранители тайны обладают неисчерпаемым количеством козырей, которые они предъявляют смельчаку, дерзнувшему вступить с ними в игру. Жизнь там - собачья жизнь, но работа достойная настоящего человека. С одной стороны-темные и страшные силы стихии, с другой - человеческая воля и ее настойчивость " - из книги Роберта Пири "Северный полюс".
20.00 - пристали к берегу. До Нарьян-Мара -100 км. Готов ужин, разбавлен спирт. "Я должен снова уйти в море, потому что должен вернуться к скитальческой жизни цыгана. Вернуться к жизни чайки и жизни кита, где ветер жалит, как мокрое жало ножа. И все, что прошу я, это добрый рассказ смеющегося друга-бродяги. И еще - крепко уснуть и увидеть сон, сладкий после того, как затянувшийся обман окончен"- из "Лихорадки морей" Джона Мейсфилда. Спать.

05 сентября (6.00) - непривычно тихо. За бортом пресная вода - жалеть не надо. Из яхты откачали не меньше 300 л забортной воды - вот как штормовались! "Капитан, ведь мы могли погибнуть! ". "А я со всеми простился…"- отвечает он.
19.00 -бросили якорь на стоянке в Нарьян-Маре. Плавание длиной в 39 дней закончилось. Встречал Виталий Брезкин с семьей и те, кто читал о нас в газетах. Позвонили Роману в больницу.

06 сентября (10.00- 15.00) - разгрузка "ТИМа".
"…Я ведь родом из северных стран, и наши приливы суровы. И я могу понимать лишь запахи водорослей, выросших в море. Не смущайте меня своей сладостью сладких вещей. Дайте мне убежать от этих соблазнов, что сводят с ума. Пустите обратно, я хочу опять жить в мире суровых вещей и вдыхать знакомый мне аромат лишь моего моря…" - В.Е.Ла Форж и Дональд Хайс.
18.00-прямой эфир на ТВ- студии.

07 сентября (14.10) - после прощального обеда вылетели в Москву. Взлетая, в иллюминатор увидели "ТИМа" на стоянке. Подсчитали, что "ТИМ" за четыре похода к Новой Земле по генеральному курсу прошел путь протяженностью более 7600 км. На маленьких, 9 м длиной суденышках, мы достигли м. Нассау (76 град.18 мин N, 61град. 40 мин E). А главное - благополучно вернулись обратно. Больше месяца три человека жили и боролись на маленькой яхте, в тесных границах этого маленького, но легендарного суденышка, день за днем представляли друг другу все человечество…. Яхтенный капитан- наставник Валерий Шишлов, 62 года; Леонид Радун, 35 лет, спасатель международного класса; Валерий Кудрявцев, 48 лет, сотрудник МЧС России. Спасибо всем!

P. S. "И если эти страницы не украшены приключениями, то это не потому, что я старался скрыть правду. Бесспорно, что обладая полнейшей свободой вести себя как угодно, большинство из нас по самой своей природе ведет себя прилично", - Роккуэл Кэнт.

Памяти тех, чьи судьбы были связаны с Новой Землей...

О трагической зимовке экспедиции А.К. Цивольки на Новой Земле (1838-1839 г. г.).

  В четвертый раз мы посетили Новую Землю на таких же маленьких парусных судах, как и поморы, также как в старину, дожидаясь устойчивого ветра от юго-западных румбов - "шелоника". Всегда стараемся проложить свой маршрут так, чтобы побывать у древних крестов - памятников наших бесстрашных старых мореходов, у изб, где они коротали долгие полярные зимы и порой умирали, так и не дождавшись весны …. Одно из таких мест - залив Мелкий, что севернее мыса Сухой Нос. Здесь могила исследователя Новой Земли А.К. Цивольки и его товарищей.
  В 1832-34 г.г. Август Карлович Циволька служил в составе экспедиции П.К.Пахтусова. Он описал восточный берег Новой Земли к северу от Маточкина Шара на протяжении около 95 верст, а затем помогал Пахтусову в описании западного берега Новой Земли.
  В 1837 г. по приглашению академика К. М. Бэра, Циволька, командуя шхуной "Кротов", участвовал в зоологической и ботанической экспедиции Академии наук на Новую Землю. В ходе плавания составил обстоятельное описание посещенных им якорных стоянок на Новой Земле и в Белом море, измерил высоту наиболее примечательных гор на берегах Маточкина Шара, произвел магнитное измерение на р. Нехватовой.
  Бэр в своей "Автобиографии" напишет: "Моим первым крупным путешествием было путешествие на Новую Землю в 1837 году. Мне много рассказывал об этом острове Циволька, офицер корпуса штурманов. Он питал большое пристрастие к этому острову, интересовался весьма разнообразными научными вопросами и проделал уже две экспедиции на Новую Землю под начальством Пахтусова " (1).
  В 1838 г. по ходатайству Гидрографического департамента для продолжения осмотра и описи восточных берегов Новой Земли была снаряжена и отправлена очередная экспедиция Морского министерства на двух небольших шхунах (длиной 29фут.) "Новая Земля" и "Шпицберген". Первой из них командовал сам начальник экспедиции прапорщик корпуса флотских штурманов А.К.Циволька, второй - его помощник прапорщик С.А.Моисеев. Всего в экспедиции было 29 человек, включая 4 офицеров, 3 унтер-офицеров, 13 матросов и 9 вольнонаемных промышленников.
  Для доставки на Новую Землю запасов продовольствия и разборных изб была нанята лодья известного помора-промышленника И.Я.Гвоздарева, неоднократно посещавшего Новую Землю.
  Срок возвращения экспедиции в Архангельск был назначен к осени 1839 г. Экспедиция прибыла к берегам Новой Земли гораздо позже предполагаемого срока.
  Зимовать решено было в Мелкой губе, где по прибытии Циволька осматривал берег и выбирал место для изб и зимовки судов. Гвоздарев указал ему на речку, впадающую в вершину залива.
  "В 1 1\2 верстах от устья, на правом берегу реки нашли мы три избы хотя уже ветхие, но построенные не из плавника, а из привозного леса с кирпичными печами. Близ изб две могилы; на одной - крест 7226 года (т.е.1718 г.), на другой - гораздо новее 1800 года. Это место казалось мне очень хорошим для постройки нашей избы, но трудность доставить туда бревна с лодьи, не подходившей близко к берегу, заставила меня искать другого места; и я остановился на южном береге залива, в трех верстах от этой реки, при небольшой бухточке, в которой суда наши безопасно могли стоять на якоре" (5).
  Здесь на месте старого поморского становища и были построены две избы и деревянная баня. Из-за противных сильных ветров и болезни Циволька успел обследовать только часть берега пролива Костин Шар, залив Мелкий, губы Крестовая, Северная и Южная Сульменева, Машигина, и далее до полуострова Адмиралтейства.
  Уже в октябре Циволька заболел, а с ним еще несколько участников экспедиции.16 марта 1839 г. А.К.Циволька умер.
  Начальником экспедиции стал Моисеев. С наступлением весны цинга усилилась и от нее умерло еще 8 человек.
  До наступления лета тело Цивольки и других умерших были положены в снежном забое под восточным утесом рядом с зимовьем. 18 июня 1839 г. тела усопших были похоронены в братской могиле. Вот как об этом написал Моисеев:
  "В продолжение предшествующих десяти дней рыли мы в земле могилу для умерших наших товарищей, лежавших по сю пору в забое снега. Работа эта была очень медленна и трудна. При всем старании не могли мы вырыть ямы глубже 3 фут, так тверда была мерзлая глина. Раскладываемый на ней огонь пособлял мало. Кончив эту работу, переложили мы тела усопших в землю, помолились об них и зарыли. Крест укажет место их покоя и их имена" (5).
  На надмогильном кресте Моисеев вырезал надпись: "Здесь покоится прах Н.Э. К. Ф. Ш. прапорщик Циволька окончил свою жизнь марта 16 дня 1839 года и еще 8 человек умерло во время зимовки от цынготной болезни из служителей. Крест поставлен К.Ф.Ш. прапорщиком Моисеевым" (4 ,6).
  Летом Моисеев сделал попытку пройти до северной оконечности Новой Земли, но из-за льдов смог дойти лишь до мыса Литке. Главная задача экспедиции осталась, таким образом, невыполненной. Прапорщик Моисеев прибыл в Архангельск на шхуне "Шпицберген " в сентябре 1839 года, шхуна же "Новая Земля", которой после смерти Цивольки управлял прапорщик Рогачев, была застигнута штормами и потерпела крушение в Белом море у мыса Святой Нос. Рогачев и его экипаж вернулись в Архангельск в октябре на лодье крестьянина Редькина. После экспедиции Цивольки в 1838-1839 годах русское правительство отказалось от всяких попыток исследовать и картографировать северную часть Новой Земли. Таков печальный итог экспедиции.
  "Циволька был человек прямодушный, любим всеми, кто знал его, добр через край (для начальника это недостаток), имел ум светлый проницательный и какой-то художественный. Имел способность к музыке и рисованию и любил и то и другое : но эти способности не были в нем довоспитаны. Жил воздержано; был сострадателен. Душой он был чисто Русской, и не любил, когда называли его Поляком. Самая отличительная черта в его характере - это твердость и умение сдерживать всегда свое слово. Циволька любил русских и все русское: в особенности любил русские песни, которых меланхолический напев всегда гармонировал с его темными думами. Часто рассказывал он веселые и замысловатые анекдоты, но вообще имел вид всегда пасмурный, задумчивый. Надежды его так были прикованы к Новой Земле, что он называл ее раем и верно счастлив теперь он в раю. Циволька знал хорошо пять языков: польский, немецкий, русский, французский и английский и немножко итальянский, шведский и кажется голландский", - говорится в биографическом очерке, написанном, очевидно, вскоре после трагической смерти Цивольки (3).
  Позднее, в 1851 году Гвоздарев И.Я. на собственной шхуне отплыл из Архангельска к Шпицбергену. Там был убит своими спутниками. В Кломбае убийцы оставили на берегу двух верных Гвоздареву людей - Андрея Каликина и Ивана Тихонова, позднее погибших от голода или от цинги (8). В 1909 г. купец Д.Н.Масленников отправил на зимовку в залив Мелкий трех русских промышленников Кулебякина Н.Я, Холопова Ф.В., Павловского А.К. и ненца Петра Осокина с женой и двумя сыновьями. Здесь с ними встречался В.А.Русанов. В июне 1910 г. судно купца зашло в залив. Команду никто не встречал. Прибывшие в зимовье обнаружили дневник Кулебякина, на основе которого была восстановлена разыгравшаяся трагедия. 26 января 1910 г. умер Павловский. В дневнике 27 января была сделана запись: "Тихо. Выпало много снега. Назначена вахта у покойного. Сидели попеременно с утра. Стали делать гроб и стали вырубать могилу. Грунт очень твердый, вырубили немного и погребли покойного рядом с прапорщиком Циволькой у креста на горе. Команда все делается больнее…" Рядом с зимовьем прибывшие на судне увидели "грубо сколоченный из досок ящик, прикрытый досками; в нем оказался еще неразложившийся труп, как признали мы, Кулебякина Н.Я. Далее на горе у креста и могилы Цивольки оказался другой, наполовину вкопанный в землю гроб с останками Павловского"(2). Таким образом, рядом с Циволькой и его скончавшимися спутниками в 1910 г. были захоронены тела двух промышленников. Петр Осокин с семьей перебрался в Маточкин Шар.
  Позднее, В.Ю.Визе отметил: "Крест, поставленный над могилой Цивольки, стоит в Мелкой губе и сейчас" (4).
  30 октября 1961 г. на мысе Сухой Нос, недалеко от описываемых мест,на высоте 3,5 км был осуществлен самый мощный в мире взрыв с тротиловым эквивалентом 50 Мт- взрыв супербомбы (9-11) . Это была та самая "кузькина мать", которой Н.С.Хрущев пугал господ империалистов. Поблизости проводилась большая часть из 85 "новоземельских" воздушных ядерных взрывов. Многие объекты (остатки крестов, руины разволочных и становых изб, гуриев и т.п.) были утрачены…
  В 1992 г. МАКЭ П.В. Боярского проводила в заливе Мелкий комплексные исследования на месте зимовки экспедиции А.К. Цивольки- С.А. Моисеева . Были обнаружены фрагменты нижних венцов трех строений на пятиметровой террасе южного берега залива -здесь прежде стояли две избы и деревянная баня экспедиции. Первые два строения сооружены из привезенного с собой леса, а баня - из бревен старых изб. По утверждению В.А.Русанова, который был здесь в июне 1909 г., небольшой дом, в котором жил Циволька, был перенесен прибывшими в тот год на зимовку промышленниками, ближе к берегу (7) .Под восточным склоном и в наши дни расположен забой снега, в котором первоначально были захоронены Циволька и его товарищи. Могила Цивольки и участников его экспедиции была обнаружена в 250 м к северо-востоку от строений зимовья на пятиметровом скальном выходе. Там находился, сложенный из камней, холмик явно более позднего происхождения, как и металлическая табличка на стержне с надписью "1976 г.". Рядом - наклоненное пятиметровое бревно. На побережье МАКЭ была найдена часть деревянного креста с надписями (2).
  24 августа 2004 г., 3 часа утра. Наша яхта вошла в залив Мелкий. Никто не спит. Красив восход солнца. Медленно поднимается в щели между горизонтом и черно-фиолетовой тучей светило - сноп концентрированных иступленно-оранжевых лучей… Нестерпимо яркая оранжевая полоса растет и кажется, что солнце уже греет…. Якорь бросили в той самой бухточке, напротив зимовья экспедиции. Берег здесь скалистый и приглубый. На месте стоянки грунт мелкий камень, ракушка и песок. Тихо и солнечно. Мы стоим на глубине около 8м и четко видим дно. Совсем рядом, не обращая на нас никакого внимания, у мысочка на отмели кормится морской заяц. На южном берегу залива наблюдали оленей. Тьма уток и гусей, не случайно, рядом бухта названа Гусиной. У Арктики свои звуки, сейчас это гомон птиц…
  До берега не больше 100 м и мы узнаем места, где стояли избы. С востока и запада пятиметровая терраса окаймлена десятиметровыми террасами, а с юга - пологим склоном двадцатиметровой террасы, под западным и восточным склонами протекают ручьи. Рядом пресное озеро. Плавника, правда, на пляжах практически нет, но это, видимо, результат последующих зимовок. Плавник лежит только на песчаном пляже, окаймляющем берег залива. Пока тихо, выгрузили крест и свезли его на лодке к берегу. На берегу много свежих следов оленей. Сходили на лодке в кут залива к реке. В сетку попало 5 крупных гольцов. Все соглашаемся с тем, что место для зимовки Циволькой выбрано удачно. После бессонной ночи спать легли раньше. Ночью разбудил усиливающийся ветер с северо-востока, небо в тучах, сразу стало холодно. На стоянке к утру уже волны, зыбь, ветер крепчает. Он так силен, что из кута залива, где песчаная пойма реки, северный берег залива закрыт песчаным облаком.
  За кормой на фале привязана лодка с мотором и ее круто поднимает на волне. Капитан изучает Лоцию о бухтах в заливе, думая сменить место стоянки. Все во власти ветра. Свист и завывание ветра в вантах. Как жалобен и в тоже время свиреп этот хор…. Слава Богу, успели крест выгрузить…
  Уходим в бухту Гусиную - это от могилы в 3 км к западу… Когда собрали крест у могилы, поняли, с какой любовью его сделали мастера - плотники ядерного полигона, где моряков-полярников окормляет о.Иннокентий (Русских). Крест восьмиконечный, украшен резьбой и надписями, выточенными рельефными буквами, высота креста 4,7 м, сделан из бруса со стороной 17 см. На лицевой стороне креста Христова титл: Иисус Христос Сын Божий. Надмогильный крест не вкапывали, а срубили из 4-х венцов сруб, поставили крест, завалив его основание камнями, и лицевой стороной повернули на запад. Наносили на могилу с берега камней. У основания креста закрепили мемориальную доску из нержавеющей стали размером 36х35 см.
  Фрагмент таблички из жести, которая раньше крепилась на стержне, нами был найден недалеко от могилы. На нем еще можно прочесть слово "…могилы".
  В 20 м к северо-востоку нами сооружен гурий, куда заложили послание тем, кто придет сюда: "Приветствуем тебя, незнакомый человек! Здесь, в заливе Мелкий (73 град.57 мин. 288 сек. N, 054 град. 43 мин. 144 сек. E ) под грудой камней спят Н.Э.К.Ф.Ш прапорщик Циволька А.К., его соратники и 3 промышленника. Когда в августе 1999 г. мы впервые увидели могилу, яркое солнце освещало этот печальный холмик, и этот вид навеял на нас глубокую грусть…Мы дали слово со временем поставить здесь поморский крест. Спустя пять лет мы принесли на яхтах этот крест и выполнили свое обещание. Этот крест будет возвышаться как безмолвный свидетель человеческих усилий выиграть арктическую игру… Он будет показывать, как много было отважных людей, пожертвовавших всем, даже жизнью, за покорение арктических широт. Поклонись могиле... Прибери разбросанные ветрами камни на могиле, поправь крест, принеси свой камень в основание креста. Отдай последний долг этим мужественным людям…. Расскажи о них другим…
  Прочтя записку, заложите ее повторно в гурий, оставив свою. Сообщите нам в оперативную службу МЧС России в г. Москве (443-82-84 ), при каких обстоятельствах это сделано.
  Экспедиция МЧС России на яхтах "ТИМ" и "ВОЛГА" В. Ф. Шишлов, В.В.Кудрявцев, В.М. Дроздов, Р. М. Мороз, В.П. Шевченко, Л. С. Радун, В.В.Брезкин.
  Новая Земля, о-в Северный, 26 августа 2004 г."

В.В. Кудрявцев

  ЛИТЕРАТУРА 1. Бэр К.М. "Автобиография ". М.,1950 . 2. Боярский П.В. "Новая Земля. Труды Морской арктической комплексной экспедиции, том 1, кн.2. М., 1993, с .125-128,178 -186; Новая земля. Труды морской арктической комплексной экспедиции, том 3 . М.,1994, с.144, 179-184. Новая Земля. Природное и культурное наследие. История открытий", М ., 1996. 3. Боярский П.В. "Полярный архив", том 1, М , 2003, с.14-16. 4. Визе В.Ю. "Моря советской Арктики.", с.100-103 ,М -Л., 1948. 5. Пахтусов П.К., Моисеев С.А. "Дневные записки П.К. и С.А.Моисеева", М.,1956. 6. Корякин В. С. "Исторические материалы исследования памятников истории освоения Арктики", М., 1991. 7. Русанов В.А. " Статьи, лекции, письма ", Л.,1945. 8. Магидович И.П. "Гвоздарев И.Я. Русские мореплаватели ", сб.ст., М.,1953. 9. Михайлов В.Н. "Ядерные взрывы в СССР", С.П.,1999 . 10. Логачев В.А. "Ядерные испытания СССР: Современное радиоэкологическое состояние полигонов. Факты, свидетельства, воспоминания", М., 2002,с.424-427 . 11. "Ядерные испытания СССР. Новоземельский полигон : обеспечение общей и радиационной безопасности ядерных испытаний ", кол. авторов, М.: ИздАТ ,2000,с.134 ,148-152.

Вверх

E-mail: rw3dqc@mail.ru
Designed: A.Lukyanovich
Hosted by uCoz